Пять мест, где смотреть современный танец в Петербурге
Текст: Ксения Карасева
Фото: alexandrinsky.ru, Дом танца «Каннон Данс», Context. Diana Vishneva, Дом Радио, Театр «Приют комедианта»
Контемп, contemporary dance или просто современный танец — актуальное сценическое направление танцевального театра, которое включает в себя самые разные танцевальные техники. Анна Козонина, российская исследовательница и куратор современного танца и перформанса, называет такие танцы для неподготовленного зрителя «странными». Странным современный танец все еще остается российской публике ввиду своей молодости — в нашей стране это направление развивается всего лишь чуть больше 30 лет. Но, несмотря на это, в российском контемпорари, как и во всей нашей культуре, уже давно есть своя особая глубина. Мы подготовили обзор пяти мест в Петербурге, где можно нырнуть в качественный российский contemporary dance с головой.

Новая сцена Александринского театра

Танцевальный проект «Dance Exchange New Stage». Эпизод 4

Это место, пожалуй, можно назвать петербургской меккой контемпорари. В афише Новой Александринки совретанец появился еще в 2013 году с самого ее основания. Здесь регулярно показывают свои работы все звездные хореографы Петербурга: начиная с яркой и харизматичной Ксении Михеевой и заканчивая легендарным Сашей Кукиным, одним из пионеров современного танца в России.

Также частые гости здесь Дом танца «Каннон Данс» с фестивалями и спектаклями, популярный и талантливый Владимир Варнава, его не менее талантливые друзья Саша Челидзе и Ксана Ковалева, недавно образовавшие очень интересный хореографический тандем, солнечная Надежда Кох со своей танцевальной компанией OMYT, и даже благотворительный фонд «Антон тут рядом» с инклюзивными спектаклями, где наряду с профессиональными танцорами участвуют подопечные фонда. И еще многие-многие другие — Александринка с удовольствием открывает двери как и именитым хореографам, так и свежим молодым дарованиям, которые только начинают свой танцевальный путь.

Дом танца «Каннон Данс»

Танец. Время Настоящее / «МЕЖ СЦИЛЛОЙ И ХАРИБДОЙ»

«Каннон Данс» во главе с Вадимом и Натальей Каспаровыми исследует современный танец с 1997 года (в прошлом году проект отметил 25-летие) — и это уже самый настоящий петербургский танцевальный бренд. С ним сотрудничали практически все независимые российские хореографы: от суперзвезд Владимира Варнавы и Александра Могилева до экспрессивной основательницы танцтеатра «Алисий Пляс» Алисы Панченко и гуру контемпорари Татьяны Тарабановой. Ежегодно Каннон проводит два крупных фестиваля — «Пятилетка» (смотр петербургского современного танца) и Open Look (международный фестиваль современного танца).

Работы резидентов-хореографов часто показывают в камерном Black Box Theatre (площадка Каннона) и на других сценах Петербурга, за анонсами можно следить на ресурсах Дома танца. Из примечательного: в Канноне работает дочь основателей Валерия Каспарова, которая пошла по стопам мамы и уже выросла в очень интересного и харизматичного хореографа со сложным и техничным авторским почерком. Из последних ее работ — «Черный сад» о первой войне в Нагорном Карабахе глазами детей, вызов для артистов и зрителей не только физический, но и эмоциональный.

Context. Diana Vishneva

Спектакль «Материя». contex 10
Context. Diana Vishneva — это и платформа поддержки и развития современного танца в России, и танцевальная студия, а также конкурс и одноименный фестиваль, на котором за десять лет существования не только показывали компании Марты Грэм и Охада Нахарина, техно-контемпорари Хофеша Шехтера из Израиля и канадскую труппу с инновациями Кристал Пайт, но и работы совсем молодых местных хореографов.

Недавний юбилей фестиваль отметил собственным спектаклем «Материя» от режиссера и куратора проектов «Контекста» Павла Глухова. Он собрал восьмерых хореографов — Константина Кейхеля, Эрнеста Нургали, Ольгу Лабовкину, Константина Семёнова, Ольгу Васильеву, Ольгу Тимошенко, Андрея Меркурьева и Владимира Варнаву, которые под руководством Глухова поставили танцевальное высказывание на артистов первой проектной танцевальной группы Context, созданной специально к юбилейному сезону. Экспериментальная труппа «Контекста» после юбилея плотно сформировалась и теперь периодически дает спектакли.

Дом Радио

musicAeterna Dance
Направление современного танца здесь появилось не так давно — проект musicAeterna Dance начал работу в январе 2023 года с премьеры танцевального спектакля-концерта Youkali. Постановка, музыку для которой написали композиторы-резиденты Дома Радио и сам Теодор Курентзис, стала оммажем-посвящением немецкому композитору Курту Вайлю. После этого проекта musicAeterna Dance укоренился и стал воплощением давней мечты Курентзиса — создать Гезамткунстверк (нем.: Gesamtkunstwerk), синтез всех искусств.

Манифест проекта musicAeterna Dance таков: «театр абсурда, «танцтеатр» Пины Бауш, тотальный театр Питера Брука и Ежи Гротовского связывают между собой разнообразные пластические формы современного танца, среди которых буто, техника низкого полета flying-low и интеллектуальные методы „думающего тела“ countertechnique». Команда уже реализовала несколько работ за текущий год, за афишей проекта можно следить на сайте Дома Радио.

«Приют комедианта»

спектакль «солярис», хор. Юрий смекалов
Неожиданно, но факт: государственный драматический театр «Приют комедианта» стал приютом и для современного танца, а именно для спектаклей талантливого хореографа и солиста балета Мариинского театра Юрия Смекалова. Смотреть тут надо две постановки его авторства — «Солярис» и «Три товарища».

«Солярис» — танцевальное продолжение размышлений, заложенных в одноименном фантастическом романе Станислава Лема с самобытной хореографией и очень красивым космическим оформлением сцены. В зависимости от состава в спектакле можно увидеть звезд балетной и контемпорари сцен: самого Юрия, Злату Ялинич, Юлию Кобзарь, Владимира Варнаву, Игоря Колба, Александра Челидзе, Владимира Шклярова и других. А «Три товарища» — своеобразная танцевальная пьеса Александра Цыпкина в соавторстве со Смекаловым. Это откровенная история об изнанке танцевального мира, внутренних барьерах и страхах, о вызове собственному телу и его предательстве. Актеры тут не только танцуют, но и говорят — о танце, его закулисье и своих судьбах, которые, по словам Юрия, являются отражением множества реальных историй танцовщиков.
Текст: Ксения Карасева
Фото: alexandrinsky.ru, Дом танца «Каннон Данс», Context. Diana Vishneva, Дом Радио, Театр «Приют комедианта»