Анна торговцева
Эрос и этика
«Продемонстрировала свои прелести», «оголила свою попу», «он такой большой» и другие сальности мы встречаем в заголовках новостей и рекламы каждый день. И пока журналистский кодекс молчит, западные исследователи сообщают, что излишняя сексуализация негативно влияет на общество.
Первое правило: нет никаких правил
Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России не дает никаких указаний насчет сексуализации, как, впрочем, и другие международные стандарты профессиональной этики журналистов. Закон тоже не запрещает использовать всяческие пошлости и двусмысленные фразы. Чем журналисты и рекламщики продолжают пользоваться.
Использование сексуальных образов в рекламе или массовой культуре по-прежнему активно используется. Хотя я не могу лично вспомнить действительно удачные примеры. Обычно, такие приемы отличаются дешевизной, провокативностью, и часто используют объективацию женского тела.
Ирина Храпченкова
Ex-Digital-директор «Пятницы!», маркетолог, продюсер
О чем вообще речь?
Сексуализация в медиа это использование сексуальных образов и сцен в качестве средства привлечения внимания аудитории, продвижения товаров или укрепления социальной позиции. Сексуализация может быть представлена в виде обнаженных тел, вызывающей одежды, фокусировки на физической привлекательности и употреблении сексуальных шуток или образов. Многочисленные исследования показывают, что сексуальная объективация женщин приводит к различным негативным последствиям.

Так, например, согласно исследованию Американской психологической ассоциации (APA) «Sexualization of Girls in the Media» выставление женщин в качестве сексуальных объектов в медиа приводит к их дискриминации, насилию и отрицательному отношению со стороны общества. Кроме того, излишняя сексуализация может привести к увеличению риска развития психических расстройств, таких как депрессия, тревожность и расстройства пищевого поведения. С результатами других научных изысканий можно ознакомиться здесь и здесь.

Тексты, где используется сексуализация ,мы встречаем каждый день. Приведем для примера здесь некоторые.
Реклама не является исключением. Двусмысленные намеки встречаются буквально на каждом шагу (спасибо POS-рекламе!).

Тем не менее, зарубежные бренды всё чаще сталкиваются с осуждением такого маркетинга в общественном поле и начинают отказываться от этого. Да и ФАС иногда обращает внимание на особо вызывающие кейсы.
Большие бренды не используют такой подход, так как в контексте новой этики можно получить негатив в соцсетях от фем-сообществ. Также на подачу темы влияет тренд на феминизм. Сейчас уже реже встречаются материалы в духе «как доставить мужчине удовольствие», и чаще можно увидеть интервью или рубрики с комментариями врачей. Ведущие программ и блогов стремятся в первую очередь демонстрировать ум, а не фигуру, поэтому внешний вид женщин в медиа также постепенно меняется. Мы чаще видим девушек в костюмах, нежели в мини или бикини.
Ирина Храпченкова
Ex-Digital-директор «Пятницы!», маркетолог, продюсер
Почему российские медиа продолжают это делать?
Опрошенные эксперты и здравый смысл отвечают на этот вопрос просто: коммерческий интерес. Многие компании, включая производителей медиаконтента, видят сексуализацию как способ привлечения внимания и увеличения продаж своих продуктов. Некоторые бренды, например, банк «Точка», даже размещали рекламу на Pornhub.

Кроме того, в современном обществе сексуальность становится все более обыденной и нормализованной. Это приводит к тому, что многие медиа просто следуют этой тенденции и продолжают использовать сексуализированные образы, чтобы оставаться на шаг впереди своих конкурентов и соответствовать потребностям и ожиданиям своей аудитории.

Сесуализированные образы отлично продаются и будут продаваться во все времена. Новая этика, конечно, оказывает влияние на молодое поколение, однако в России крайне мало людей, которых волнуют эти вопросы. Они громко кричат и заявляют о себе, однако среднестатистический читатель не видит никакой проблемы в двусмысленных намеках и сексуальном подтексте.
Анна Серпер
Автор в журнале «Правила жизни», редактор отдела «Бизнес» газеты «Вечерний Петербург»
Если правил нет, то всё дозволено?
Несмотря на очевидные привлекательные стороны использования сексуализации в медиа, многие лидеры общественного мнения и эксперты продолжают выражать свою критику и призывают к более ответственному подходу к публичным разговорам о сексе. Сексуализация не всегда плоха и может быть применена с умом и уважением к зрителям и слушателям. Важно, чтобы контент не был ущербным для какой-либо группы людей и не поддерживал дискриминацию на основе пола, расы, сексуальной ориентации или других аспектов личности.
Напоследок, небольшой чек-лист, который поможет не уподобить текст описанию порно-роликов на уже упомянутом сайте.
  • Лексика
    Стоит использовать гендерно-нейтральную лексику и медицинские термины, а не разговорные выражения или жаргон.
  • Не сексом единым
    Избегать использования сексуальных образов и сцен в качестве единственного средства привлечения внимания.
  • Не суди
    Избегать осуждения персон, о которых идет речь в тексте. Даже если они голые сели на шпагат.
  • Вне рамок
    Не навязывать определенне стандарты красоты и идеалы тела.
  • В контексте
    Обеспечивать правильную контекстуализацию сексуальных образов и сцен, чтобы они не воспринимались как единственное значение.
  • Цветы жизни
    Избегать сексуализации в любом виде в материалах, предназначенных для детей или подростков.