ПРОТЕСТУЮЩАЯ РОССИЯ ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛИСТОВ
За последние 10 лет в России прошли десятки митингов и протестных акций. Проект расскажет, какими их видели представители федеральных средств массовой информации и что изменилось в их взгляде за прошедшее десятилетие.
Для сравнения мы выбрали два периода: митинги 2011-2012 годов, связанные с выборами в Государственную Думу и президентскими выборами, а также протестные акции 2021 года в поддержку Алексея Навального. В таймлайне представлены основные события указанных периодов.
Наше исследование является модельным и базируется на выборке текстов по ключевым словам в запросах поисковиков Google и Яндекс. Все результаты и выводы основаны на анализе отобранных текстов.
Карта протестов
На интерактивной карте отмечены города, о которых писали журналисты, освещая протесты указанных периодов. Красными геометками обозначены протестующие города 2011-2012 годов,
синими – 2021 года.
Традиционно данные о количестве митингующих сильно разнятся.

На графике представлены наиболее показательные примеры: митинг «За честные выборы» 4 февраля 2012 года и акция в поддержку Алексея Навального 31 января 2021 года. Оба протеста проходили в Москве.

В первом случае для сравнения указаны данные МВД и оргкомитета митинга, во втором – МВД и «Белого счётчика».
О протестах чаще писали частные, а не государственные СМИ. Среди них – Лента.ру, Коммерсантъ, РБК, Эхо Москвы и Радио Свобода*.
В большинстве рассмотренных материалов не было призывов к действию, однако среди текстов 2011-2012 гг. мы выявили косвенные призывы.

Примеры:

«Организаторы митинга вновь призвали собравшихся прийти на митинг еще раз, в любую погоду»
Газета.ru (4.02.2012)

«Рыжков также призвал всех граждан России пойти регистрироваться наблюдателями на предстоящих выборах в президенты»
Газета.ru (4.02.2012)

«Сбор участников на Калужской площади (станция метро «Октябрьская») начнется в 15:00. Начало митинга запланировано на 16:30»
Лента.ру (4.05.2012)

В текстах 2021 года появляются призывы другого рода – не ходить на митинги и оградить детей от их посещения.

«Роскомнадзор пригрозил соцсетям штрафами за привлечение подростков на митинги. МВД предупредило об ответственности за призывы к протестам 23 января. Генпрокуратура потребовала блокировать сайты с такими призывами. Минпросвещения и детский омбудсмен Анна Кузнецова призвали родителей уберечь детей от протестных акций»
Коммерсантъ (22.01.2012)

«Защитите ваших детей от втягивания их в деструктивные действия, которые могут привести к психологическим проблемам в будущем, но и к непредсказуемым последствиям в их жизни сегодня»
Фонтанка.ру (21.01.2021)
Эмоциональность в текстах журналистов
В текстах о митингах 2011-2012 годов присутствуют напряжение, критика и насмешка над государственными СМИ, которые поначалу умалчивали о происходящем, а также снимали с эфира некоторые сюжеты о митингах и фальсификациях на выборах. Большая часть журналистов (около 60%) одобряют и поддерживают акции протестов и людей, вышедших на митинги. При этом заостряется внимание на агрессивных действиях сотрудников полиции. В 40% рассмотренных текстов события описаны нейтрально.

В 2021 году только в 14% материалов эмоционально окрашены негативными суждениями по отношению к силовикам и действующей власти. В 2 раза чаще – 28% журналистов – отрицательно описывают протестующих, недружественные по отношению к России государства и детей, «пришедшим посмотреть на революцию», которой не было. В 10% текстов СМИ обращают внимание на то, что полицейские помогали простым гражданам, не имеющим отношения к протестам: проводили беременную женщину через толпу и спускали мужчину в инвалидном кресле по лестнице. 48% журналистских материалов написаны нейтрально.
Протесты в 2021 году
СМИ о журналистах на митингах
В текстах 2011-2012 гг. только в одном репортаже «Коммерсанта» была информация о том, что задержано много журналистов.

В 2021 году проблема задержания журналистов становится более острой, поэтому и СМИ начинают больше уделять этому внимания. Так, Медуза* написала о том, что 23 января 2021 в Санкт-Петербурге задержали и избили журналистку издания The Insider Веру Рябицкую. Также в тексте сообщается о пострадавшей корреспондентке Медузы*.

РБК опубликовал информацию о целой серии задержаний журналистов 2 февраля 2021 года и об аресте главного редактора «Медиазоны» Сергея Смирнова.

Радио Свобода* опубликовало информацию о том, что целому ряду СМИ пришли требования Роскомнадзора удалить заметки об анонсе акции в поддержку Навального 14 февраля.
Выводы
Что изменилось в медиатекстах о протестных акциях и митингах за 10 лет
  • За 10 лет в 2,25 раза увеличилось число городов-участников протестов по информации журналистов.
  • Государственные СМИ стали в 2,5 раза чаще писать о митингах.
  • Разрыв данных о количестве протестующих по информации МВД, организаторов митингов или «Белого счётчика» увеличился более чем в 2 раза.
  • За десяток лет расширились форматы журналистских публикаций: стало на 17% больше визуальных элементов: фотографий, видеороликов и инфографики. На 8,5% уменьшилось количество текстов и аудиосообщений.
  • В текстах средств массовой информации пропали призывы к посещению митингов. Пропаганда была зафиксирована только со стороны государства: граждан неоднократно просили воздержаться от посещения несанкционированных акций.
  • В фокусе заголовков рассмотренных текстов продолжает лидировать слово «митинг». За 10 лет внимание СМИ стало в 4 раза чаще акцентироваться на слове «государство»: журналисты стали упоминать в заголовках Роскомнадзор, МИД, суды и другие госорганы.
  • Расширился спектр эмоций, которые вызывают тексты: журналисты стали критиковать протестующих и подчёркивать важность присутствия сотрудников полиции на митингах.
  • На протестных акциях возросло количество пострадавших журналистов: об этом стали упоминать в 3 раза чаще.
Поскольку освещение митинга - это определенный риск для журналиста, он должен знать ряд правил и требований, необходимых для работы на акциях протеста, поэтому мы создали памятку для представителей СМИ. Посмотреть и скачать её можно здесь.
Создатели проекта
Магистранты 1 курса направления «Медиатекст в массовых коммуникациях» ВШЖиМК СПбГУ
  • Алина Кизьякова
  • Наталья Маренкова
Контакты
Напоминаем, что все данные указаны на основе нашей выборки текстов.

Знаком * отмечены средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента.