От пирамид до госзаказов:
что рекламируют в тайне от вас?
Скрытая реклама как этическая проблема современных медиа на примере YouTube блогеров
Автор: Елизавета Исаева
Часть 1.
Поговорим за понятия, или почему нельзя рекламировать скрытно?
Всё продаётся, и все продаются. Эта истина была неизменна во все времена. Но в эпоху интернета главным товаром стала не вещь,
а мнение. Прежде чем начать сетовать на несправедливость мира
и продажность блогеров, давайте обсудим: что такое реклама? Почему она не может быть скрытой? И что будет, если нарушить закон?
НЕНАДЛЕЖАЩАЯ РЕКЛАМА — реклама, содержащая формальные текстовые показатели несоответствия юридическим нормам, а значит, недостоверная, заведомо ложная, скрытая, недобросовестная и неэтичная («Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник»).
Прежде чем начать обсуждение, необходимо разобраться с понятиями.
Что такое ненадлежащая реклама?
В YouTube скрытая реклама также запрещена. Если ты работаешь напрямую с заказчиком и рассказываешь о его продукте в своём видео, то обязан предупредить об этом пользователя специальной плашкой. Если администрация увидит заметит скрытую рекламу, видео будет удалено.
У экосистемы Google, в которую входит и видеохостинг, есть собственные правила, нарушать которые также нельзя.
Но YouTube — это отдельное государство
Но вопрос: заметит ли?..
Пс-пс, джинса есть? А если найдём?
Таким образом, мы понимаем, что рекламу регулирует закон.
В частности, Федеральный закон «О рекламе». В случае со скрытой рекламой, нас интересует статья 5 «Общие требования к рекламе».
Для физических лиц
до 2.500 ₽
до 20.000 ₽
Для должностных лиц
до 500.000 ₽
Для юридических лиц
административная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа:
А теперь следим за руками...
  • 1
    Блогеры могут зарегистрировать себя только как самозанятого или ИП.
  • 2
    По данным РБК лишь 3 % блогеров регистрируются в принципе.
  • 3
    Но даже это ничего не значит, ведь статус ИП и самозанятого относятся к физическому лицу!

Это значит, что штраф за ненадлежащую рекламу для блогера мизерный — максимум 2.500 рублей и удалённое видео. И то, пойди, докажи, что в ролике ты рекламировал товар, а не высказывал своё личное мнение.


По факту, публикуя материал, он ничего не теряет!

Часть 2.
Я тебе не верю! Почему продажные блогеры — это проблема в том числе для самих блогеров
Что мы делаем, чуть только открыв глаза? Правильно, берём в руки телефон! Листаем мемчики, читаем новости и посты — окунаемся в информационный омут. Если бы мы потребляли всё безраздумно, то, вероятно, очень скоро бы сошли с ума. Ведь в море информации ценная исчисляется каплями. Что же делать? Поставить фильтр. И этим фильтром для многих является блогер.
Когда мы следим за блогом, мы следим за человеком. И этот человек нам нравится. У нас похожие взгляды, вкусы, мнения. Так мы ставим фильтр от информационного шума — когда блогер освещает какую-то новость, с вероятностью 99% эта новость будет интересна и мне. Поэтому взаимосвязь подписчиков и контентмейкера основывается на доверии. И очень грустно, когда это доверие используют.
Киноблоги, техноблоги, автоблоги — и многие многие другие блоги постоянно рассказывают нам о разных продуктах в обзорах. И если всё по честному, то это работает так:
Схема простая, как дважды два. Но она становится куда сложнее, когда в неё проникает скрытая реклама. Повторим эксперимент.
Блогер лишается лояльности своей аудитории. Аудитория лишается проверенного блогера. Теряется ценность слова.
Когда бьюти блогер говорит о том, что пользуется средством, от которого кожа становится шёлковая, что это? Реклама или реальный совет дельного крема?
Когда техноблогер нахваливает очередной смартфон, делает ли он это за деньги, или аппарат действительно хорош?
Когда блогеры призывают идти на выборы… А, ладно. Здесь всё и так понятно.
Часть 3.
Продавались, продаются, и будут продаваться. Разбор кейсов на примере блогов и историческая ретроспектива
Продаваться блогеры начали с того момента, как блогеры появились в принципе. Те, кто стал свидетелем зарождение русского YouTube комьюнити, наверняка помнят проект «„Спасибо“, Ева!», основанный в 2011 году Юрием Дегтяревым и Сэмом Никелем. Илья Мэддисон, Руслан Усачев, Илья Прусикин, Данила Поперечный — все эти известные ребята начинали с этого объединения. Почему же о проекте ни слуху ни духу, если в нём так много звёзд современного YouTube?
Всё просто, их уличили в господдержке!
Та самая переписка
Творческое объединение спонсировалось из фонда Росмолодёжи — эти данные обнаружили во время взлома почты куратора проекта, Кристины Потупчик. Но что плохого в том, что государство поддерживает молодёжные проекты? В общем-то ничего. При условии, что об этом говорят в открытую.
Отсюда – серия мультиков «Медведис и Путхед», телемосты в Америку и даже «Великая Рэп Битва», где Ленин диссит Навального.
Многие материалы, связанные с политикой, были проплачены
Если раньше блогеры пытались скрывать свою причастность к государственному заказу, в 2018 году рекламировали выборы почти открыто.
Это видео, где он критикует «прокремлёвских» блогеров.
А вот, где расхваливает Парк Горького накануне выборов Мэра Москвы.
И если вышеперечисленные люди на тот момент не выражали свою политическую позицию, то Николай Соболев переобувается буквально на лету.

Но почему же это сразу реклама? Может быть, Николаю действительно очень нравится этот парк?


Так можно было бы сказать, если бы не одно «но»: точно такими же словами парк нахваливали и другие блогеры: Дмитрий Масленников, Elli Di, Макс Брандт, Костя Павлов. Помимо любви к культурным местам всех вышеперечисленных объединяет одно рекламное агентство — Wild jam.


Расследование

Часть 4.
Белые рыцари YouTube.
Как медиасообщество само себя регулирует?
Но всё тайное становится явным. Чем больше становилось нечестных блогеров, тем больше коммьюнити требовались люди, которые изобличали бы их во лжи. Со временем появился новый жанр разоблачители. Это люди, которые приводят доказательства в пользу обмана аудитории. Белые рыцари YouTube, защищающие нас от обманщиков!
Тайны, интриги и расследования
всегда интересны
Особенно, когда речь идёт о звезде YouTube. Расследования, которые проводят блогеры по отношению к своим коллегам, подчас не уступают по драматургии и количеству внезапных поворотов хорошему детективу. Сделав хорошее расследование на известную медиаперсону, неизвестный канал может получить сотни тысяч просмотров.
Примеры каналов, которые занимаются разоблачениями
Стас
Стас Ай как просто, он же MaxPower — представитель техноблогерства. Но также он снимает контент, связанный с разоблачением известных медиаперсон: Николай Соболев. Моргенштерн, Ян Топлес, Пивоваров и другие. Сейчас канал закрыт из-за идейных представлениях автора.
Основной контент канала — реакции. Но также ведущие приглашают знаменитых гостей и задают им неудобные вопросы на различные темы.
Исмаилов и Бабаджанян
Пограничник
Разоблачитель пирамид, серых схем заработка и инфоцыган. Также уличает блогеров, которые занимаются рекламой подобных продуктов.

Казалось бы, решение найдено! Вот те, кто защитят нас от лжи!

Или нет?..

Доверяй, но проверяй!
Те, кто помогают изобличать нечестных блогеров, сами могут продастся. Яркий тому пример -- блогер Пограничник. Годами он зарабатывал доверие аудитории, разоблачая мошенников и тех, кто их рекламирует. А в итоге, сам сделал рекламу финансовой пирамиды! Ролик сделан не в форме открытой рекламы, а в формате личного опыта. Мол: «Я попробовал, получилось! Попробуй и ты!».

Иронично, что подписчики распознали скрытую рекламу по тем признакам, которые Пограничник сам учил распознавать. А когда аудитория уличила блогера в рекламе, было выпущено видео с пояснением о том, что все всё не так поняли.

На данный момент оба видео с канала удалены. Но интернет помнит всё.
Советы для журналистов при освещении темы
Если ты решился освещать проблему скрытой рекламы на YouTube, доказать что-то в этой сфере очень сложно. Так как отличить мнение блогера от скрытой рекламы — почти нереально. Но можно всегда попробовать следующее:
  • Доверяй, но проверяй
    Этот базовый принцип подойдёт для всего. В YouTube среде невозможно полагаться на авторитет -- институт репутации здесь почти не работает. Если хочешь что-то доказать, необходимы конкретные факты.
  • Загляни в источник под видео
    Если блогер провёл расследование, он обязательно укажет те источники, на которые он опирался при составлении видео. Обязательно проверь их.
  • Если тебя не предупредили о рекламе, значит, она скрытая
    Как понять, что реклама скрытая? Всё просто: если тебе не сказали, что это реклама, всегда есть вероятность, что блогер выражает не свою точку зрения, а току зрения рекламодателя.