Food-индустрия и реклама: этические проблемы ресторанной журналистики
Инфлюенс-маркетинг, рекламодатели, некачественный пиар и проплаченная критика
Языковое воплощение публикаций ресторанной журналистики строится на отклике на современные тенденции развития СМИ (массовость, эпатажность, гибридность стилей).
— Е.К.Рева
Ресторанная журналистика на данный момент по праву занимает одно из самых востребованных направлений журналистики в целом. О еде, а также о гастрономическом поле, которое её окружает, сейчас пишут везде. Именно это стало причиной приобретения гастрожурналистики свойства массовости. Речь идет не только о массовом потребителе и возможности любого человека оценить то или иное заведение. Сюда же можно отнести пиар, который окружает места общественного питания. В связи с этим границы гастрономического поля становятся размытыми, в то время как количество материалов ресторанной журналистики увеличивается, а вот их качество зачастую оставляет желать лучшего.
Лидеры мнений, которые не оправдывают доверия.
Инфлюенс-маркетинг
Некоторые блогерши быстро смекнули, что пост о еде – это несложно, не так глупо, как постить котиков, и даже перспективно. Если будешь набирать лайки, тебе предложат размещать посты на профессиональных ресурсах. Пусть даже платят немного, зато ты теперь вхожа во все заведения, тебя бесплатно угощают, тебе наливают, приглашают на вечеринки, и ты всегда в модной тусовке.

Елена Чекалова, журналист
Pros and cons
Рекламодатели
Исследование "Медиапотребление в России - 2021" доказывает, что уровень доверия к рекламе продолжает падать. Однако рестораторы продолжают получать предложения от рекламодателей.
Вся система работает как хорошо слаженный организм: ресторан получает предложение от рекламодателя, а журналист в свою очередь получает предложение от ресторана. Однако материалы гастрожурналистики при это не улучшаются.
«Держать дистанцию», быть независимым, не зависеть от рекламных контрактов – именно это хуже всего удается российской ресторанной журналистике и критике.
рестораны топят сами себя
Некачественный пиар
Сейчас ресторан это не только еда и атмосфера, но ещё и лайфстайл. Посетители хотят, чтобы выбранное ими место соответствовало их жизни, диктовало те правила, которых придерживается аудитория.
Попасться на ксенофобии, мизогинии или фетшейминге проще простого, что лишний раз подтвердила сеть ресторанов "Тануки".
Смешение журналистики и блогинга, путаница в жанрах, проплаченные материалы.
Низкосортная критика
Вместе с тем, что ресторанный дискурс становится более разнообразным, снижается качество ресторанной критики.
Ключевым словом в современной гастрожурналистике становится именно слово “независимость”, в то время, как большое количество авторов в интернете имеют возможность не только работать за оплату, но и фактически становится инфлюенсерами, находясь при этом в экономических взаимоотношениях с тем или иным местом общественного питания и далеко не всегда этот факт оглашается аудитории, на которую работает автор.
Бесспорно, никто не отменяет возможность выпуска материалов со скрытой рекламой и в специализированных журналистских изданиях, однако журналист в данном случае всё равно будет руководствоваться политикой издания, которая будет ограничивать его действия. Действия же авторов сети фактически являются неконтролируемыми.
Если в тексте ресторанной критики ставится цель коммуникации, которая поддерживает материальный или нематериальный актив компании (что зависит от автора), значит мы смело можем утверждать, что это PR-текст, подготовленный в интересах базисного субъекта. Таким образом тексты ресторанной критики приобретают новые возможности: текст ресторанной критики может быть и PR-текстом, в то время, как автор материала ресторанной критики может быть инфлюенсером, который заключает с рестораном договор об оказании услуг. Стирается та самая грань, которая позволяла отделить пиар тексты от медиатекстов, а значит стирается грань между целями коммуникаций, и той аудиторией на которую направлен текст.
при поддержке
Сайты изданий и сервисов для бронирования с контентом пестрят нативной рекламой, что путает аудиторию, ведь она приходит за честным советом о том, стоит ли куда-то идти.
Сервис для бронирования allcafe не церемониться с рекламой в текстах ресторанной критики - нативная реклама может не соответствовать содержанию рецензии, а о промо текстах не идёт и речи.
Наряду с некачественной критикой, которая претендует на профессионализм идет критика от инфлюенсеров и блогеров, которые зачастую вообще не знают разницы между промо текстами, рецензиями и обзорами. Зачастую такие пользователи сети выкладывают тексты, которые не соответствуют этическим нормам, которые должны соблюдаться при написании текстов такого рода. Ведь критика должна отвечать главным критериям: обоснованность, объективность и независимость.
Чек-лист для написания материалов в food-индустрии.
Но как тогда
О том, как писать бодро, соблюдать этические нормы и не путаться в жанрах.