Как живут камерные
театры петербурга
Гиды по независимым театрам Петербурга,
рецензии на спектакли, интервью с режиссёрами,
факты об аудитории и финансировании
Петербург – город экспериментов, в том числе и в театральной сфере. Яркие и смелые открытия молодых театров неоднократно привлекали критиков, а камерность и независимость не были преградами для получения высших городских и всероссийских наград.

Журнал «Театр» в 2018 году посвятил независимым площадкам целый номер. Авторы издания отметили, что театральная жизнь Петербурга – самая насыщенная в стране.

Насколько камерным театрам удаётся оставаться независимыми, кто посещает постановки и на что живут площадки – рассказали руководители, администраторы и актёры петербургской сцены.
Какие театры называются независимыми
и чем они отличаются от государственных

Театр в России всегда был делом государственной важности. Но сегодня они появляются скорее не по указу сверху, а по воле одержимых театром людей. Такие организации, чаще зарегистрированные как НКО, и относят к независимым театрам.

Источник финансирования
Главное отличие этих двух форм театров — источник финансирования. Независимый театр существует на собственные деньги, ищет партнёров, получает гранты, хотя ему приходится нелегко (о финансовых трудностях подробнее рассказываем в этой статье). Гостеатры же существуют за счёт государства: денег хватает, но приходится выполнять дополнительные обязательства.

Выбор
материала
Концептуально театры отличаются выбором материала: гостеатры должны иметь разный репертуар для разной аудитории — от классики до новой драмы на малой сцене. Независимые же театры ориентированы на однородную публику, поэтому выбирают нетипичный материал и более смелый метод. Хотя, конечно, все зависит от первоначальной идеи и личности режиссёра.

Количество
сцен
Еще один признак — количество сцен: независимые театры чаще всего имеют одну арендованную площадку, а то и вовсе не имеют постоянного помещения, когда гостеатры могут иметь несколько сцену.

Но самый простой способ определить форму театра — это посмотреть на его название и найти или не найти в нём слово «государственный».

Почему Петербург  столица камерных театров?
Споры между достоинствами и недостатками Санкт-Петербурга и Москвы будут длиться вечно. Но в разнообразии театров и творческих подходов выигрывает Северная столица.

Как отмечают авторы журнала «Театр», выпускники петербургских сценических вузов не всегда стремятся поступать на службу в государственные театры, как их коллеги из Москвы. Молодые и амбициозные артисты из города на Неве порой предпочитают пускаться в свободное и даже нищенское профессиональное плавание. Для них на первом месте выступают не деньги, а идея и возможность заниматься важным для них делом.

Петербургских актёров не пугают ни отсутствие финансирования, ни выживание на копеечные гонорары. Пока ими движет тяга к искусству, в городе продолжат появляться независимые площадки. Насколько они становятся успешными – во многом зависит от менеджмента.
Так что лучше: государственный или независимый?

Никто не решается сравнивать, потому что это совершенно разные по подходу, реализации, концепции, наличию ресурсов формы театров. Выбор зависит от личных предпочтений зрителя.

«Театр в целом вырос из балагана и самодеятельности. Даже некоторые студенческие группировки по уровню подготовки могут быть ничуть не хуже профессиональных».

Марина Дробышева
Кандидат искусствоведения

«Очень важно, чтобы у людей была возможность получать именно то, что они хотят. И здесь уже всё зависит от личных предпочтений, поэтому нельзя сравнивать, нельзя сказать, что лучше или хуже».

Дарья Проскурякова
Выпускница театроведческого факультета ГИТИСа
Театр сейчас, прежде всего, режиссёрский
Так считает зрительница Анастасия Данилова. При выборе постановок она в первую очередь ориентируется на художественного руководителя и режиссёра театра.
Реже ориентируюсь на репертуар: допустим, мне очень нравится «Человек из Подольска» и вообще творчество Дмитрия Данилова, но я вряд ли пойду смотреть, как эту пьесу поставили в Театре на Литейном, потому что мне ближе брехтовский театр, а не постановки, которые с любым материалом работают по тем же принципам и правилам, по которым работали лет 40 назад.

Анастасия Данилова
зрительница
Это же, по словам Анастасии, касается актёров. Если артисты участвуют в постановках не интересных для неё режиссёров, то на спектакль она не придёт.

Когда речь зрительница планирует поход в независимый камерный театр, то ориентируется на рекомендации знакомых из числа театральных «профессионалов» и конкретных режиссёров, за чьими работами следит уже долгое время.

А так думают о маленьких независимых театрах обычные зрители:

«Мне больше нравятся маленькие театры. Они живее и ближе к зрителю: в них нет отточенности и зарепетированности, зато есть непередаваемая энергетика, чувства, новые решения и особые подходы. Видно, что люди болеют за своё дело всей душой, любят то, что делают — и это отношение невольно передаются и зрителю».
Татьяна Шулигина
ходит в театр раз в 2 месяца
«Я с первой постановки влюбилась в прочтение историй и актеров маленьких театров. Меня привлекает и то, что в таких театрах более молодая труппа. Думаю, это ближе молодежи, сюжет становится более понятным, герои легче запоминаются».
Ангелина Акатова
ходит в театр 1 раз в месяц

Для того, чтобы узнать, кто и зачем посещает независимые театры, мы пообщались с представителями петербургской камерной сцены. Они рассказали о портрете своей аудитории и их запросах во время визитов в театр.

перформансы как альтернативный вид искусства
Есть альтернатива театру — перформансы. В них зритель полностью погружен в создание искусства, становится творцом здесь и сейчас, получает опыт на практике.

Перформер Дмитрий Белыш: «Спектакль – это только отрезок, мы видим подготовленную часть, где опыт теряется. В перформансе же зритель погружается полностью, видит, как вещи сделаны, как это работает. На мой взгляд, в этом заключается гораздо больше потенциал и, возможностей для тех, кто стремится получить опыт».

Хотя некоторые эксперты уже не видят разницу между государственным и независимым театрами. Большинство независимых театров стремятся получить народное признание и премию «Золотая маска». Они пытаются противопоставлять себя госучреждениям, но при этом существуют по одной схеме и штампуют спектакли, которые подходят только для этой сцены.

Что же лучше, решает только зритель.
«Есть ощущение, что независимые сражаются с гостеатрами: первые за правду и честность, потому что вторые уже не могут ничего такого производить. Но на самом деле они вторят государственным, пользуются теми же маршрутными листами. Сайты и соцсети выглядят совершенно одинаково. Они не ищут новых путей коммуникации, не создают контент, который может привлечь аудиторию».


Дмитрий Белыш
театромейкер, участник проекта «Перфобуфет»
Советы при визите в театр: как зрителю подготовиться к походу на спектакль
Рекомендует Дарья Проскурякова, выпускница театроведческого факультета ГИТИСа
1. Прежде всего следует ознакомиться с пьесой или произведением, по мотивам которого создана постановка. Если текст был прочитан давно, лучше восставить его в памяти. Это поможет зафиксировать важные детали. Когда предстоит поход в независимый или экспериментальный театр, стоит понимать: прочитанное, скорее всего, будет кардинально отлично от спектакля.

2. Более опытным театралам можно ознакомится с другими работами режиссёра, выявить его художественный метод, найти повторяющиеся в творчестве мотивы и в целом погрузится в его атмосферу.

3. Совет после просмотра спектакля – прочесть рецензии критиков. Их можно найти в специализированных театральных журналах или в открытом доступе. Часто на сайтах театров для этого есть отдельная графа.
АВТОРЫ ПРОЕКТА
Магистранты 1 курса направления «Медиатекст в массовых коммуникациях» ВШЖиМК СПбГУ
Екатерина Безручко
Алина Кизьякова