Для каждого театра

– свой зритель

Кто они – любители независимых петербургских театров?

В непросвещённых кругах есть мнение, что в независимые камерные театры ходит неформальная молодёжь. Но это не совсем так. Побывав даже на нескольких постановках малых негосударственных театров, можно увидеть, что аудитория разнообразна. Хотя не все места в зрительном зале бывают заняты, на одном ряду могут сидеть интеллигентные бабушки, пара средних лет и, конечно, молодые люди.

как театры ищут своего зрителя
Городской театр существует почти пять лет. Он вырос из студенческого курса РГИСИ мастерской Сергея Черкасского выпуска 2016 года. Первыми зрителями вчерашних студентов стали их родные и друзья, как это часто и бывает. 

Главный администратор театра Ксения Евдокимова рассказала, что в первые годы публика театра состояла из родственников и приятелей артистов.

Потом группа любителей расширилась: заработало сарафанное радио, и в театр стали ходить новые зрители. После того, как театр начал себя рекламировать, подтянулся ещё один поток публики. Зрителей интересовали знакомые им названия постановок: например, спектакли по произведениям братьев Стругацких «Пикник на обочине» и «Понедельник начинается в субботу».

Сейчас публика Городского театра стала разнообразнее: на постановки приходят представители всех возрастов. Сотрудники учреждения признались, что пока меньше всего детей: но в репертуар планируют добавить спектакли для всей семьи.
зачем зрители идут в камерный театр
Что есть в независимых театрах такого, что нельзя найти в крупных государственных учреждениях? Или чего в них, наоборот, нет? Красивых фойе, больших зеркал в холле, мягких диванов и лестниц с красными дорожками, на фоне которых получаются удачные фотографии. Нет удобных кресел в зале и буфета со всеми видами бутербродов. Нет и светской публики, привыкшей выгуливать новые наряды по выходным.

Выпускница театроведческого факультета ГИТИСа Дарья Проскурякова отметила, что зрители камерной сцены более открыты к новому. Это не та аудитория, которая после прочтения книги захочет увидеть её пересказ в исполнении актёров на сцене.
У независимого театра зритель готов и хочет увидеть что-то экспериментальное и посмотреть на авторское прочтение произведения. Они ходят в театр не успокоиться, а наоборот, хотят потрясения и каких-то новых открытий. 
Дарья Проскурякова
выпускница театроведческого факультета ГИТИСа
Представители камерной сцены рассказали, что их зрители – думающие и образованные люди. Цель похода в театр для таких людей – не развлечься, а насладиться процессом, найти новые высокие смыслы, увидеть что-то искреннее и экспериментальное. Обычно в независимые театры ходят петербуржцы, а туристы предпочитают посещать площадки, известные за пределами Северной столицы.

Наша аудитория – зрители думающие, идущие в театр не за развлечением, готовые чувствовать, сопереживать и размышлять. 
Камерный театр Малышицкого
Директор театра «Особняк» Алина Мустафаева считает, что в целом аудитория петербургских театров однородна. Выбор площадки зависит от запроса зрителя. Например, провести вечер с мамой можно в Александринском театре, а сходить на постановку в одиночестве и побыть наедине с собой будет уместнее на малой сцене.
Основные зрители «Особняка» – люди, которые ищут высшие смыслы существования, рефлексируют на экзистенциальные темы. Зрители театра, как правило, хорошо образованы, начитаны, занимаются саморазвитием, духовными практиками. Аудитория «Особняка» определённо пересекается с аудиториями крупных театров, в зависимости от запроса. «Особняк» не удовлетворяет запрос на светский выход, лёгкий жанр, детский репертуар.
Алина Мустафаева
Директор театра «Особняк»
Зрительница Анастасия Данилова, не первый год посещающая театры Петербурга, рассказала, что выбирает постановки, исходя из репертуара и художественных принципов учреждений. Ей близки открытость к экспериментам Александринки, труппы Михайловского и Мариинского театров, а при выборе малой сцены она ориентируется на рекомендации знакомых и собственные предпочтения.
аудитория в цифрах
Театры не озвучивают точные цифры по аудитории: вероятно, имеют более важные дела, чем подсчёты зрителей. 

В пресс-службе Социально-Художественного театра отметили, что около 70% их публики – это женщины. Около 40% аудитории – состоятельные люди 30-45 лет. Зрители младше 30 лет, в том числе студенты, составляют пятую часть зрителей.

возвращаются ли зрители в театры
Прийти в камерный театр один раз – хорошо, а вернуться снова – ещё лучше. «Свой» зритель есть у каждого театра: это преданная аудитория, которая не только посещает все премьеры, но и смотрит постановки неоднократно, приводит друзей и рекомендует знакомым.
Возвращаются, конечно, не все. Если человек попал к нам случайно, ему не близок такой театр, он уходит недовольный и, конечно, не придёт больше. Но очень многие возвращаются, радуясь, что нашли «свой» театр. Следят за нашим творчеством, приходят на все премьеры, пересматривают спектакли по несколько раз. 
Камерный театр Малышицкого
Особенно со зрителями повезло Городскому театру. Многие из их «постоянников» ходят на спектакли со времён его основания и активно поддерживают площадку. В 2019 году, когда была вероятность закрытия из-за финансовых трудностей, активная аудитория организовала петицию в адрес губернатора и правительства Санкт-Петербурга с просьбой присвоить Городскому статус государственного театра. Площадку поддержали более трёх тысяч человек, и на это обратил внимание председатель Комитета по культуре. Он же предложил решение денежной проблемы, и театр продолжил жить.
Так везёт не всем театрам. Многие закрываются на самом старте, даже не найдя своего зрителя, а кто-то и вовсе не решается на создание собственной площадки. Здесь острой становится не только проблема поиска аудитории, но и нехватка средств. Подробнее о том, на что живут театры, рассказала Катя Безручко.