Билли, иди

в шахтёры!

Не очередной спектакль о подростке

Многие проблемы идут из детства: дети-подростки одиноки, их никто не понимает, а мечты о счастливом будущем рушатся под давлением родителей и окружающих. Именно об этом постановка «Билли Каспер» в Камерном театре Малышицкого. Типичная история о сложном периоде каждого человека звучит живо и по-новому за счет героя – его играют четыре непохожих друг на друга актёра.
Сюжет движется вокруг одного персонажа – хулиганистого подростка Билли, который одинок дома, в школе, на улице. Отец давно ушел из семьи, мать заботится только о своем счастье, старший брат проигрывает все деньги на ставках, а одноклассники расценивают героя как мальчика для битья. Билли неинтересно играть в футбол или курить за углом школы, как остальным сверстникам. Да и жить по сценарию односельчан маленького рабочего поселка Лондона мальчик не хочет, хотя в течение всего полуторачасового спектакля звучит навязчивая молитва-реклама шахтерской профессии.

Все меняется, когда Билли приручает гордую птицу и дает ей имя – Кес. Птенец-сокол становится лучшим другом, профессия сокольничего – мечтой, идея «приручить» беспокойного подростка – реальностью. Но счастливый конец может быть только в параллельной вселенной.

Действие разворачивают четыре разных Билли: смешной парень, молодой герой, серьезный мужчина и робкая девушка – актеры, которые не играют, а скорее размышляют о жизни подростка его же словами. Получается, Билли Каспер живет в каждом из нас.

В зарисовках жизни Билли большую роль играют звуки. Спектакль начинается с тиканья часов и звона будильника где-то за сценой, вне зрительского глаза. Мы слышим шорох тапок, журчание воды из ванной комнаты, крики «Билли, вставай!» Звуки всегда сопровождают подростка, когда он бежит разносить газеты, опаздывает в школу, ждет директора или мокнет под дождем в лесу.



Реальным и живым звукам противостоит розовый лес – единственная декорация на сцене: подвесные деревянные бруски напоминают об идеальном мире, который никогда не узнает одинокий подросток.
Но если в организации пространства и сюжетной канвы режиссёр Вера Попова сделала большой шаг, то со временем лично я так и не разобралась. Билли вроде живёт в шестидесятых прошлого века в английском рабочем поселке, но при этом его школьный учитель достаёт телефон и играет в Angry birds (мы понимаем это по звукам). И если социальная реклама органично вплетена в полотно спектакля, то смартфон ставит под сомнение время действия.

При этом маленькая сцена здесь работает на вовлечённость: зритель принимает настоящее участие в жизни Билли и вместе с остальными одноклассниками слушает его откровенный рассказ о Кесе.
Перед нами разворачивается трагическая история подростка, которому мы ничем не можем помочь. И сколько людей с травмированными душами ежедневно ходят рядом с нами? Как можно спасти людей, если режиссёр не оставляет ни капли надежды на спасение? А мы сами не становится теми, кто убивает мечту ребенка и навсегда травмирует его сердце?

На эти вопросы каждому самостоятельно придётся найти ответы: доверить ребенку выбор его будущей жизни или же надавить своим «я лучше знаю», замечать его проблемы и помогать или заботиться о собственном эго.
Моя одноклассница с детства была предоставлена сама себе: её мать во второй раз вышла замуж, родила еще одну дочь и перестала уделять внимание первенцу. Люда была почти домашней прислугой – с третьего класса готовила, убирала, топила печь, но материнской поддержки не получала. В 14 лет у нее забирали мобильный, чтобы не давать общаться с мальчиками, а в 15 запретили учиться на парикмахера – зарубили детскую мечту. И всё это отразилось на её настоящем: сейчас Люда мать-одиночка в разводе, которую не поддерживают ни родители, ни окружающие. А всего-то нужно было разрешить стать парикмахером…

На счастливое или несчастливое будущее родители обрекают детей сами. История Билли – пример, на который точно не стоит равняться в воспитании подростка.