Как пережить февраль и не сойти с ума
Рецензия на спектакль «ФевральЯ» в театре «Особняк»
Спектакль «ФевральЯ» в театре «Особняк» стал самым странным, что я видела за последнее время. Постановка, смотреть которую некомфортно и порой даже неприятно, зато после ждёт то, ради чего и был создан театр – катарсис. Греческое слово, которое я люблю употреблять, но постоянно забываю, на какой слог нужно ставить ударение. Спасибо орфоэпическому словарю, который подсказал, что ударная здесь первая буква А.
Спектакль «ФевральЯ» и правда стал самым странным действом из того, что видела за время своего полугодовалого театрального марафона. Странное – в лучшем смысле, поэтому я и включила его в перечень личных рекомендаций.

Ознакомившись с описанием «спектакля-ритуала, посвящённого поиску взаимоотношений человека со свободой», я меньше всего ожидала увидеть двух дам в белых платьях с замотанными платками лицами и обутых в одну пару туфель на двоих. Ещё меньше – монтажника в рабочем костюме, готовившего сцену к спектаклю и неожиданно начавшего срывать с себя одежду. Перфоманс продолжался несколько минут и сопровождался жуткими криками, пока мужчина не показался зрителю в полумраке в чём мать родила.
Лучше всего этот спектакль смотреть в феврале, уж очень удачно передана обстановка самого короткого календарного, но такого длинного по ощущениям месяца. В феврале хочется скорее почувствовать весеннее тепло и увидеть светлое небо, но в реальности затянувшаяся внешняя зима перетекает во внутрь, удобряя почву для бесконечного самоанализа.

Главный герой заточает себя в оковы мыслей, предрассудков и сплетен. Справляется он с этим самостоятельно или с помощью дам в белом – неясно. Да и кто эти дамы – только образы в голове или реальное окружение? Кем бы они не являлись, они топят героя в тазу с водой, пачкают смесью из молока и муки, пока это «тесто» не начинает душить. Тогда и наступает точка невозврата, заставляющая мужчину с криками сорвать всё гнетущее и понять, что же ему на самом деле нужно.
И вот – даже угрюмый пасмурный февраль закончился. Свет в конце туннеля, к которому так долго шёл главный герой, расширился в размерах до целой весны: с её весёлыми песнями и танцами. А значит, и самокопание завершилось, и все внутренние конфликты разрешились. Стоило лишь переждать и поставить пробел между словами «Февраль» и «Я».