Главная

цель – выжить

Как независимые театры решают финансовые проблемы

Каждый петербуржец хотя бы раз слышал о Мариинском или Александринском театре. Такие крупные государственные учреждения представляют собой сложную систему, которую поддерживает как зритель, так и государство. Но не все театры города финансово самостоятельны. В статье рассказываем, где независимые театры берут деньги на новые спектакли, покрывает ли продажа билетов расходы, получают ли актёры зарплату и что движет людьми почти бесплатно создавать искусство.

самоокупаемость — правда или вымысел?
Самоокупаемость независимые театры не в силах обеспечить из-за собственной камерности. Даже при стопроцентной заполняемости зала невозможно покрыть текущие расходы. Данила Корогодский, художественный руководитель Театра Поколений, отмечает, что зрители могут принести только 35-40% дохода, остальные деньги необходимо искать дополнительно – партнёрство, гранты, конкурсы, сдача реквизита в аренду и т.д.

О невозможности самоокупаемости говорит и режиссёр «Этюд-театра» Мария Слепец:

«Наш зал рассчитан на 60 человек, билеты по 500-700 рублей. Можете сами посчитать, сколько мы собираем за каждый спектакль (в среднем 35 000 рублей), также есть затраты на подготовку, на помещение, на рекламу и на полиграфию. И сколько мы должны играть спектаклей для того, чтобы покрыть аренду в 120 000 рублей? Очень много. А главное: как мы наберём столько зрителей?!»

Но залы в маленьких театрах полностью заполнены очень редко: так было на премьерах в доковидные времена. Сегодня даже если о спектакле тепло отзывается зритель и в сети опубликовано огромное количество положительных рецензий, то всё равно находятся пустые места. Получается, что автономно существовать только на собственные деньги театры практически не могут.

Андрей Чулков, актёр театра «Цехъ»: «Планы – просто выжить».
Зависимый независимый театр
Основное финансирование, как это ни парадоксально, поступает от государства. Камерные негосударственные театры существуют во многом лишь благодаря вливаниям из федеральных и региональных бюджетов – за счет грантов, конкурсов, субсидий.

Например, Минкультуры в этом году впервые выделило дополнительные средства негосударственным театрам для новых постановок. Всего будет роздано 25 грантов на общую сумму 50 млн рублей. Получат поддержку не все учреждения: необходимо пройти конкурсный отбор.

В Санкт-Петербурге более шести лет Комитет по культуре выделяет деньги на поддержку независимых театров. В 2021 году на субсидии негосударственных театров выделено 71 млн рублей: по сравнению с прошлым годом, сумма выросла на 14 млн. Хотя государственным театрам подкладывают гораздо большую финансовую подушку: на поддержку городских театров и концертных площадок выделено 6 млрд рублей. Получается, что независимые театры получают только малую часть пирога.

Но, несмотря на это, без господдержки они не выживут: такие субсидии помогают оставаться на плаву, а некоторые режиссёры театров прямо заявляют, что без спонсирования театры просто не выживут.


«Нам кажется, что независимым и самостоятельным театром в Петербурге без государственной поддержки быть невозможно», – подчеркивают сотрудники Городского театра.
Конечно, некоторые театры принципиально отказываются от господдержки: быть независимым от государства и просить у него же помощи они считают нелогичным. Не устраивает руководителей и формат взаимодействия с властью – диалог выстроен вертикально, и быть в позе просящего мало кто хочет.

Об этой ситуации в интервью журналу «Театр» рассказывает Семён Александровский, художественный руководитель «Pop-up театра»: «Театр дистанцируется от диалога с властью, потому что те основы, на которых этот диалог в данный момент строится, невозможны. Мне кажется, что диалог должен строиться на равных, на одной платформе. Сейчас это разговор снизу вверх, который меня в принципе не устраивает».

Так театры и живут – в постоянной гонке за грантами, субсидиями и победами в различных конкурсах, а иногда вкладывают и собственные деньги.

путь в безарендное существование
Кризис кризисом, а некоторые театры быстро растут. За пять театральных сезонов Социально-художественный театр (СХТ) сыграл 400 спектаклей, провел около 170 читок и организовал более 50 творческих встреч. Этой зимой они приобрели собственное помещение на Васильевском острове. Теперь все деньги с проданных билетов пойдут в копилку театра и на зарплаты, а не на аренду чужой площадки.

На ремонт камерной сцены попросили помощи у своего зрителя – объявили сбор на сервисе «Планета» и пообещали подарить билеты на закрытые показы и творческие встречи всем, кто поддержит. За два месяца они собрали больше, чем хотели – 317 394 из объявленных 300 000.
Хотя так везет далеко не всем. Например, Городской театр тоже существует уже пять лет. Раньше они на каждую постановку арендовали сцену в особняке Юсуповой, но это было очень затратно. Театру было необходимо помещение, которое можно назвать своим, где можно было бы репетировать круглосуточно.

«Мы начали искать и нашли замечательное пространство в саду Сен-Жермен, сделали там ремонт и с тех пор называем его Камерной сценой – не театром, а именно Камерной сценой. Потому что у нас есть и спектакли большого формата, которые временно не играются в ожидании того волшебного момента, когда у нас появится своя Большая сцена», – рассказывают сотрудники Городского театра.

Но многие театры так и остаются без своего постоянного дома и кочуют из помещения в помещение. Например, Театро Ди Капуа не имеет собственную сцену, а реквизит и декорации хранит в гараже. Невидимый театр отсутствие площадки сделал своей уникальной чертой и вписал в собственную концепцию:


искусство по любви
Ради искусства сотрудники театра готовы жертвовать многим. Например, Камерный театр Малышицкого расположен в настолько маленьком помещении, что иногда во время спектакля актёры переодеваются прямо в фойе. Из-за постоянных финансовых проблем в театре нет многих традиционных цехов: работу монтировщиков, реквизиторов, костюмеров, даже гардеробщиков и уборщиков исполняют сами актёры.

В «Цехе» актёрам не платят зарплату за репетиции – они получают деньги только за выход на сцену. Такая же ситуация и в Театре Поколений: спектакли показывают только по выходным дням, потому что слишком дорого играть каждый день. В самые трудные времена, когда театру не хватало средств на оплату аренды и коммунальных услуг, по общему соглашению никто не получал зарплату.

Обстановка трудная. Но люди продолжают делать всё ради искусства. В Театре Поколений некоторые сотрудники работают более 20 лет. И такое длительное сотрудничество влияет на результаты общей работы:


«Сложился уникальный коллектив, который драгоценен для актеров и в профессиональном, и в личном смысле. Люди очень давно и очень близко знают друг друга. И это оказывает серьезное влияние на качество театрального продукта, который появляется на сцене. Это театр, который выращен из очень тонких взаимосвязей. Это деликатно выстроенный оркестр», – рассказывает Данила Корогодский.
сколько стоит сходить в театр?
Цены на билеты разнятся: например, в МДТ можно сходить и за 500 рублей, и за 4 000, а в Александрийский театр вообще можно попасть за 300 – всё зависит от выбранного места, постановки, актёрского состава и режиссёра спектакля. Чем дешевле место, тем хуже видно сцену.

Билеты в независимые театры обычно фиксированы по стоимости, но и они не дешёвые. Например, в Городской театр билеты на «1984» стоят от 1200 рублей, а в «Особняке» цена всех билетов одинаковая из-за свободной рассадки в зале – 800-1200. В некоторые попасть можно и за 400-500, например, по льготной категории.
При равной стоимости билетов чаще всего зрители выбирают государственные театры потому что знают – там будет хорошая качественная постановка. Экспериментировать и рисковать за такую сумму они не желают, поэтому часто на спектаклях в независимых театрах остаются пустые места. Да и их аудитория ограничена – это родственники, знакомые и постоянные гости. Случайный зритель попадается редко, поэтому независимым театрам тяжело существовать. Многие не выдерживают конкуренцию и закрываются после нескольких сезонов. Остаются только те, кто умеет чувствовать вкусы аудитории, искать способы развития театра и управлять командой.