Театр поколений:
в 30 всё только
начинается

О концепции, лаборатории, юбилее и интуитивном поиске с режиссёром Данилой Корогодским

«Театр провозглашали умершим еще при Софокле, но он не умрёт. Он меняется, плывет по течению и ищет свой путь. И задача театрального деятеля остро чувствовать эти изменения и реагировать на них».
Такого интуитивного подхода придерживает художественный руководитель Театра Поколений Данила Корогодский. В этом году его театр будет праздновать сразу два юбилея: 30-летие и 15-летие под руководством сценографа с мировым именем. Именно Данила Корогодский продолжил дело отца и превратил Театр поколений в современный европейский театр.
из поколения в поколение
С момента открытия, с 1991 года, сохраняется идея театра: он не проектный, а репертуарный – есть постоянное помещение, труппа и репертуар, в котором задействованы артисты. Когда у руля встал сын известного режиссёра Зиновия Корогодского, систему менять не стали.

«Несмотря на то, что у нас нет господдержки, мы продолжаем существовать как репертуарный театр. С экономической точки зрения, это самая дорогая форма существования театра, но, на мой взгляд, и самая продуктивная», – отмечает Данила Корогодский.

Новый руководитель сразу принял решение о смене места театра – сделать его более открытым, интересным. Такое помещение нашлось в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости – в одном из самых необычных и привлекательных театральных пространств Петербурга. За пять лет там было создано 14 спектаклей, которые получили высокую оценку критики и зрителей.

В 2010 году Театр Поколений переехал на Лахтинскую улицу. Новую сцену открыли собственным сочинением «Питер-Burg». Здесь же была сыграна большая постановка «Дачники. Будущее без прошлого» (на основе текста Максима Горького «Дачники»), в которой была задействована вся театральная труппа, актеры местных и зарубежных театров, а также студенты-сценографы калифорнийского университета. Спектакль получил высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая работа художника».

За свое 30-летнее существование Театр Поколений на полных правах вошел в круг профессиональных театров Петербурга и России. И это случилось благодаря интуитивным поискам режиссёра и его внимательному наблюдению за современным миром:

«Театр как океан: Гольфстрим теплеет, это факт. Мы не занимаемся инженерией, мы реагируем как рыба. И рыба приспосабливается. Так есть и определенные социальные давления на человека, которые невозможно пропустить».
рождённый из пепла идей
Спектакли рождаются из лабораторного поиска: собираются представители разных театральных профессий и проводят лабораторную работу – обсуждают заданную тему, экспериментируют, ставят опыты. Так и появляется постановка – из идей, набросков, важных тем и проблем для общества и самих артистов.

Однозначно нельзя определить, какой драматургией занимается театр: есть спектакли по крупным классическим произведениям, есть и другие, которые придуманы практически из ничего. Например, первая постановка Корогодского была по «Королю Лиру» Шекспира и называлась «Без лира». Ставили и по современной драматургии: премьера нынешнего сезона – «Подтвердите, что вы человек» по пьесе Аси Волошиной. Есть и документальный спектакль о блокаде Ленинграда «67/871» (на фото).
«В репертуаре есть противоположные вещи, поэтому это всё равно театр-лаборатория. Например, Коляда-театр сами пишут и сами ставят. Театр.doc в Москве занимается документальной пьесой. МДТ в основном ставит классику. Театр поколений же смотрит одновременно в разные стороны. У нас есть медиаспектакль, есть не спектакль, а лекция о времени. Одновременное существование этих вещей и есть концепция театра».
«Силёнок хватит»: о подготовке к юбилею
К подготовке 30-летия коллектив Театра Поколений подходит со всем креативом. День рождения театра отмечают 19 октября, в день основания Императорского Царскосельского лицея, в котором учились Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, но в этом году праздник будет состоять из большой цепочки событий.

Например, недавно завершилась лаборатория по проекту о Медее, Гамлете и братьях Карамазовых. Творческий процесс длился неделю: актёры, режиссёры, перформеры (художники, которые в режиме реального времени создают искусство и делают зрителя соавтором) каждый день встречались с новым режиссёром, чтобы разрабатывать постановку. Сейчас проект ищет финансовую поддержку, и если ее найдет, то осенью увидим премьеру.
В июне пройдет показ нового спектакля «Больше, чем меньше» по мотивам романа австрийской писательницы Эльфриды Елинек «Любовницы» (режиссёр Алина Никольская). А в июле запустится еще одна лаборатория, посвященная немецко-русскому писателю Рейнхольду Ленцу. Совместно с коллегами из Германии и Швецарии Театр Поколений хочет рассказать о судьбе писателя в новом проекте, в котором будут пересекаться границы культур, языков и театральных жанров.

«Это только маленькая часть событий, которые мы планируем организовать. Будем надеяться, что хватит силёнок на все».