«Лодочник»:

любовь VS смерть

Рецензия на премьеру Городского театра о вечном и зыбком

В Городском театре не боятся говорить о смерти и силе любви. Режиссер Андрей Горбатый-младший для своего нового спектакля взял пьесу Анны Яблонской, в которой соединяются мифология, смерть, любовь и абсурд. Он немного добавил стилистики 90-х, создал холодную больнично-погребальную атмосферу и вышел спектакль «Лодочник» – история-сказка с актуальным для всей эпохи содержанием. Здесь и человеческое бессилие, и грубые товарно-денежные отношения, и, конечно, поиск смысла жизни. Что из этого получилось, кто все-таки сильнее и страшна ли смерть, если у человека есть цель?
Декорации сцены минимальны: вверху стен – панели с лесными пейзажами, напоминающие фотообои из 1990-х. По низу пущен зеленоватый больничный кафель. «Кафелем» обклеены и лавки, периодически выбрасываемые на сцену из узких дверных проёмов. Только это не место посиделок: это больничная койка в реанимации, лодка и подставка для гробов. Мрачности добавляет освещение зала – сине-зеленое, иногда кроваво-красное.

В такой атмосфере мы и знакомимся с типично русским сторожем Сашей, страдающим от безденежья и алкоголизма. В его скучную серую жизнь врываются говорящие деревья-искусители, фонарный столб, голос которого Саша принимает за самого Господа Бога, и девушка с косой. Так он, соблазнившись высокой зарплатой и шикарным домом у реки, устраивается лодочником на станцию, чтобы по ночам перевозить людей на другой берег.

Только позже он понимает, что его работодатель – сама Смерть, а он стал Хароном из древнегреческого мифа – существом, которое по реке Стикс переправляет людей в мир мертвых. Главные на том берегу – «люди в хитонах», которых одели по трендам 2020 года – в костюмы химзащиты.


Ироничность добавляется и за счет популярной сегодня ностальгии по 90-м: Смерть с ног до головы одета в кожу и сидит на высоком черном стуле, наблюдая за жалкими людьми в этом мире, в саундтреке будто с затёртой аудиокассеты звучит Борис Гребенщиков, а костюмы персонажей явно вдохновлены модой этого периода – неоновые цвета, майки-сетки, цепи и тёмные очки. Но эти детали не отвлекают: они плотно вплетены в канву повествования и добавляют необычности происходящему.
Работа лодочника непыльная, да и умирающие – интересные люди. Например, он перевозит своего кумира Иосифа Бродского, которому читает стихи и рассказывает о своей несбывшейся мечте – быть поэтом.

Так бы всё и продолжалось до бесконечности, если бы не любовь, как это часто бывает в мифах. В молодости влюбленная в сторожа, тогда еще абитуриента Литинститута, хорошенькая преподавательница Оля становится пассажиром лодки в один конец. И Саша хочет во чтобы то ни стало вернуть ее в мир живых и начать всё с чистого листа.

Встреча будит в герое чувства, пробуждает ответственность, желание жить, мечтать, любить. Тогда сторож и решается притвориться мертвым, чтобы на том берегу его приняли «за своего». Он бросает вызов смерти ради любимой и получает шанс на перерождение, ведь до погружения в мир мертвых он как будто и не жил.


Спектакль сложен из элементов сказки – об этом говорит счастливый конец, в котором всё хорошо: влюблённые соединяются и возвращаются к дочери, о которой узнал сторож спустя 15 лет. Даже девушка с косой будто становится добрее с возвращением пропавшего любимчика Харона (похоже на сюжет из Простоквашино, когда злой почтальон Печкин изменился с появлением велосипеда).

Но этот сказочный хэппи энд говорит о другом: любовь не заканчивается с наступлением смерти. Она бесконечно сильнее этой временной точки. Она заполняет сердце человека, дает силы, смысл существования и способна преодолевать границы, даже если это границы с потусторонностью.
Спектакль идет два с половиной часа, строго следуя логике и тексту пьесы. Возможно, стоило бы немного сократить реплики для динамики во втором акте, но за это время режиссер проводит важный диалог со зрителем. Он говорит об умении принимать смерть, ценить жизнь, искать смысл существования и беречь всесильную любовь.