Как писать о тех, кто подвергается буллингу?
Профессиональная этика журналиста
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) определил: «Среди опрошенных россиян почти каждый пятый (18%) сообщил, что в течение своей жизни оказывался жертвой травли».

Проблема буллинга касается и волнует многих людей, поэтому о ней активно пишут журналисты. В СМИ регулярно появляются материалы о жертвах буллинга: «Почему учителя и школьники становятся жертвами буллинга?» («Мел»), «"Буллинга быть не должно": бывшая ученица Рукавицына поддержала Нугуманову» («РИА Новости»), «Анна Плетнева рассказала, что подверглась буллингу в школе из-за нестандартной внешности» («Газета.ру»).

«Меняется ли жизнь пострадавших от травли после публикации в СМИ?» – вопрос дискуссионный. Мне кажется, что журналисты пытаются внести вклад в решение проблемы буллинга и искреннее поддержать тех, кто подвергался травле, но не всегда авторская интенция правильно реализуется. При освещении проблемы буллинга, как и других социально значимых тем, нужно быть особенно внимательными и этичными.
Количество публикаций в СМИ с 2017 по 2021 год 
Жертва буллинга – это только школьник?
Существует стереотипное мнение, что травля происходит только в детстве или подростковом возрасте. Конечно, школьный буллинг – это наиболее распространённое явление, о котором пишут разные СМИ: от информационных агентств до специализированных медиа. Дети – одна из самых незащищённых категорий граждан, поэтому они нуждаются в поддержке и информации о том, как действовать в ситуации травли. Также тексты о детской создаются для родителей и педагогов.


Буллинг взрослых до сих пор ещё остаётся табуированной темой, но как социальное явление, бесспорно, существует. В последние годы в СМИ стали говорить о травле учителей. На мой взгляд, привлечение внимания к этой теме в медиа можно оценивать положительно, потому что учителя часто оказываются без защиты и понимания, как пресечь буллинг в свою сторону. А в материалах СМИ появляются комментарии психологов и решения похожих ситуаций. Однако здесь снова встаёт вопрос о том, что тема травли должна этично освещаться.

...В современных российских медиа можно обнаружить тысячи свидетельств, где образ учителя, педагога, детского наставника позиционируется далеко не с лучшей, а иногда и с отрицательной и даже шокирующей стороны. Зачастую медиа способствуют снижению авторитета учителя в образовательном учреждении, что помогает агрессивным подросткам утвердиться в своем негативном отношению к педагогам и к школе в целом....

Жертвами буллинга часто становятся спортсмены. В 2022 году из 49 материалов «РИА Новости» на изучаемую тему в 6 текстах упоминалась травля в спорте. Особенное внимание удалялось эстетическим видам спорта (фигурное катание, гимнастика) в контексте буллинга по поводу веса.


О травле в школьное время говорят многие знаменитости, но некоторые из них поднимают тему кибербуллинга, с которым столкнулись после того, как стали популярными. Журналист Полина Михайлова в медиа SRSLY подготовила лонгрид «Травля — это не норма. Монологи актеров о буллинге в интернете и жизни», где эта проблема рассматривается с помощью комментариев актёров и психотерапевта.
Где россияне сталкиваются с буллингом?
Отчёт ВЦИОМ
Как раскрывается образ жертвы травли?
Образ жертвы буллинга не всегда однозначен, поэтому неодинаково раскрывается в медиа. Рассмотрим это на примере школьного буллинга. Речь идёт либо о пострадавшем от травли, либо об обвиняемом в преступлении, который говорит о травле как о причине своих действий. Иногда об этом рассказывают родственники или знакомые.

Пострадавший от травли в большинстве случаев вызывает сочувствие у автора текста, а следовательно, и у читателя. Комментарии чаще всего дают родители, описывая собственные чувства и эмоции ребёнка, восстанавливая хронологическую последовательность событий: от первой ситуации травли до последствий. Обычно случаи выстраиваются по принципу возрастающей градации. Также в некоторых текстах появляется противопоставление родителя с ребёнком и администрации школы. Пострадавший от травли кажется незащищённым и одиноким.
В тексте «Газеты.ру» «"Мам, я больше так не могу": как школа уничтожает детей» показаны две истории школьного буллинга и противостояние администрации школы и родителя.
Упоминание буллинга в текстах об обвиняемых в преступлении обычно ограничивается несколькими предложениями. Образ подростка складывается благодаря другим фактам.
В материале «РИА Новости «"Не расстается с ножом". Убийцу подростка ищут по всей России» есть информация о ребёнке, совершившем убийство, как о пострадавшем от травли. Журналист ссылается на слова источника, используя косвенную речь, но не называет мальчика жертвой травли от своего лица.
Три этические ошибки в журналистских текстах

1
Нарушение анонимности жертв буллинга
Раскрытие персональных данных детей без разрешения родителей является правовым нарушением. Однако в материалах о взрослых людях тоже лучше сохранять анонимность, чтобы не повлиять на репутацию и в целом на будущее человека, который и так находится в уязвлённом положении.


Если имена детей, не называют, указывая либо школу и класс, либо возраст, то имена учителей, места работы в некоторых материалах публикуют без изменений. Нередко текст сопровождается фото или видео, благодаря которым тоже можно идентифицировать человека.

Анонимность любого человека, пострадавшего от травли, не является правовой или этической нормой, закреплённом в Кодексе профессиональной этики журналиста. Но, на мой взгляд, если герой материала не даёт комментарий, разрешая опубликовать информацию о буллинге от своего имени, лучше не раскрывать его данные.
На «Пятом канале» в 2012 году вышел репортаж «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей», в котором раскрыты имена ученика и учителя. Более того, есть видео драки. Давали ли родители разрешение на публикацию данных несовершеннолетнего? На этот вопрос я не знаю ответа.


2
Использование в материалах сцен жестокости и описания физиологических подробностей
Нередко в СМИ попадают фото- и видеоматериалы, где показаны сцены издевательств над человеком, травли. Чаще всего это пользовательский контент, опубликованный агрессорами в социальных сетях. Но репост сцен жестокости в СМИ увеличивает охват фото или видео в несколько раз, что может повлечь за собой как минимум следующие негативные последствия:
  • 1
    Продолжение или повторное возникновение буллинга
  • 2
    Возможные репутационные потери жертвы буллинга
  • 3
    Закрепление в сознании аудитории жестокости как нормы
Описание физиологических подробностей тоже кажется неэтичным и по отношению к жертве буллинга, и по отношению к аудитории. Фото и видео обычно содержат предупреждение о шокирующем контенте, иногда они заблюрены, но блюр не всегда может уберечь читателя.
В «Газете.ру» опубликован материал «"Привезли ребенка и отдельно пальчик в пакетике". Что произошло в школе под Иркутском». В нём очень подробно описана трагическая ситуация от лица матери ребёнка и представлено фото.

3
Скандально-развлекательный характер материалов
Формирование образа пострадавшего от травли в скандально-развлекательном ключе снижает важность проблемы. Характер материала создаётся благодаря неязыковым и языковым средствам:
  • 1
    Жанр, например, развлекательные ток-шоу
  • 2
    Кликбейтные заголовки
  • 3
    Обильная иллюстративность
В «Пусть говорят» был посвящён выпуск травле мальчика «Видеохроника травли и зависти: головой в унитаз за успехи». Гостями выпуска стали отец и бабушка ребёнка. С одной стороны, вынесение проблемы в публичное пространство может помочь её решить, с другой стороны, мне кажется, что буллинг и травлю нужно обсуждать не в рамках шоу. 
Что говорят в медиасообществе?

О любом человеке нужно писать в соответствии со стандартами журналистики. Если жертва буллинга кого-то обвиняет в травле, то обязательно нужно взять комментарий у того, кого обвиняют.

Если кого-то называют жертвой — нужно подтвердить это у него самого, опросить знакомых, найти подтверждения.

Нельзя вставать на чью-то сторону, необходимо подтверждать факты в нескольких источниках. Это, на мой взгляд, и есть этика.

Анонимность в ряде случаев не только этика. Ее требует закон о СМИ. Раскрытие личных данных карается строго.

Работа с данными и фото героя отличается от издания к изданию. Поэтому нужно смотреть на специфику. Использовать можно все, что не нарушает закон. Плюс, на мой взгляд, нужно в первую очередь отталкиваться от запроса читателя. Потому что СМИ — это бизнес.

— Полина Зайцева, заместитель главного редактора «76.ру»

...Наиболее приемлемым, с точки зрения этики освещения темы насилия в образовательной среде, можно назвать медиатекст, где содержится краткая фактическая новостная информация, опирающаяся на проверенные источники в правоохранительных органах и на мнения экспертов в области возрастной психологии, педагогики, юриспруденции...

На сегодняшний день жертвой травли может стать любой человек. Это не зависит от возраста, пола, профессии и тд. Данного рода дискриминация достаточно сильно влияет на дальнейшее психологическое состояние жертвы. Исследуя тему травли, журналист должен в первую очередь вспомнить о деонтологии, ведь именно данный раздел этики, который изучается в ВУЗах, поможет ему раскрыть проблему жертвы, не нарушая «личную этику». Что касается профессиональной этики журналиста, то здесь следует выделить следующее:

1. Выслушав проблему жертвы, журналист должен уточнить, в какой форме изложить материал. Если жертва хочет поделиться своей проблемой, но боится дальнейшего буллинга в свой адрес, то правильнее всего рассказать о проблеме анонимно (с пометкой о том, что это было пожелание жертвы) или же выбрать некий псевдоним.

2. Контролируйте свои эмоции, чтобы не спугнуть интервьюируемого, не давите на него, дайте выговориться.

3. Поговорите с окружением жертвы. Постарайтесь выстроить логическую цепочку события.

4. При публикации материала не переходите на личности и ни в коем случае не оскорбляйте «вторую сторону».

5. Используйте журналистский принцип «Что? Где? Когда?», чтобы читатель мог полностью вникнуть в ваш материал. Помните, что данным материалом у вас есть шанс помочь другим жертвам травли, которые по каким-то причинам умалчивают о данной проблеме.

6. Перед публикацией материла поделитесь им с жертвой случившегося.

—Ангелина Мартиросян, журналист

Как правильно написать о жертве травли и не усугубить ситуацию?
Буллинг – социально значимая тема, поэтому нужно обдумывать каждое слово перед тем, как написать текст. Я составила несколько правил, которые помогут избежать распространённых ошибок, и привела в качестве примеров материалы, которые соответствуют нормам.

P.S. На самом деле этичных материалов больше, чем неэтичных.
Главный вывод – при написании материала о жертве буллинга стоит помнить, что человек и так находится в стрессовой ситуации из-за травли и, возможно, из-за попадания инцидента в публичное пространство, поэтому лучше не увеличивать информационное давление, а более внимательно писать о произошедшей ситуации и думать о том, что каждое слово может повлиять на будущее человека.

Общие этические положения закреплены в «Кодексе профессиональной этики журналиста». На некоторые из них я опиралась при написании материала, но в тексте также описаны нормы, выявленных на основе анализа, их соблюдение носит рекомендательный характер, если вы разделяете мою позицию.
Мария Куликова
Автор учебного проекта по дисциплине «Медиаэтика»
Магистрант второго курса программы «Медиатекст в массовых коммуникациях»