«Миссия выпускника журфака – создать условия для поддержания социального оптимизма в обществе»







Анатолий Пую:
Герой этого интервью когда-то давно мечтал работать учителем, как и его родители. Но еще школьником очень увлекся журналистикой. Его жизнь сложилась так, что две эти профессии сплелись воедино. Уже много лет профессор Анатолий Пую возглавляет Высшую школу журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. А в 2023 году даже стал лауреатом премии Российского профессорского собрания «Декан года». Поговорили с директором Института о поиске себя в профессии, о том, как он попал в журналистику и на кого равнялся в юности, почему рекомендует студентам выбирать именно СПбГУ, а выпускникам журфаков — обратить внимание на регионы.
Международники нам казались монстрами!
— Анатолий Степанович, вы когда-то работали учителем русского языка. А что вас подтолкнуло к профессии журналиста?
— Родился я в обычной семье сельских учителей советской Молдавии и изучать русский язык начал только в четвертом классе. После окончания школы пытался поступить в Кишинёвский университет, однако плохо написал сочинение и не поступил. Меня отправили преподавать в сельскую школу. Там я отработал учителем два года, но самое интересное, что вел там не только русский, но и французский с физкультурой! А вообще помню, что когда учился в школе, то не хотел быть ветеринаром, танкистом или космонавтом. Мечтал быть учителем, как мой отец — про него, к слову, «Первый канал» снимал документальный фильм. Но одновременно с этим мне хотелось чего-то большего, и я начал писать в газеты разные материалы. И вот именно тогда меня зацепила журналистика, ведь благодаря этой профессии можно, с одной стороны, информировать людей, а с другой — озвучивать проблемы, которые вызывают почти моментальную реакцию. Я понимал, что работать журналистом классно, но в то же время видел кадровый дефицит учителей. По сей день друзья смеются и говорят: «Хотел стать учителем, в итоге — директор школы».
— Кто является эталоном журналистики лично для вас?
— Мое поколение с особым интересом относилось к тем журналистам, которые в свое время назывались международниками. Нам они казались монстрами! Они, как будто владели какими-то другими знаниями, которые были для обычных журналистов недоступны, были иначе информированы. Придя на журфак, я всегда обращал внимание на тех столпов международной журналистики, которые работали на телевидении и в газетах. Да, я считал, что печататься в «Огоньке» или «Учительской газете» — круто. Однако, когда выходил материал какого-нибудь международника, то я сразу понимал, что за это знание нужно хвататься, потому что больше ты его нигде не получишь.
Мы другие, мы содержательно более утрамбованы
— В одном интервью об изменениях в СМИ и прогнозах на ближайшее время вы сказали, что вероятнее всего будет большой технологический рост и что высшая школа должна развернуться в сторону регионов. А как переориентировать выпускников на работу в регионе?
— Здесь речь идет о том, что не надо никого насильно разворачивать лицом к региону. Надо сделать так, чтобы регионы пришли сюда. Когда представители региональных администраций и редакций приходят к нам, то доходчиво объясняют студентам преимущества: почему тем нужно приехать и сначала познакомиться с местными медиа, а потом пройти практику именно в этом регионе. Студенты сталкиваются лицом к лицу с профессионалами и начинают видеть разницу. Например, они начинают понимать, что возможности для карьерного роста там другие: в регионах жизнь, связанная с медиа, часто более мобильная, а концентрация людей, работающих в медиасфере, при этом меньше, чем в мегаполисах. Плюс ко всему прочему, когда туда приезжают наши выпускники, к ним относятся немного иначе. Мы другие, мы содержательно более утрамбованы. Почти всем нашим студентам, которые проходят практику в регионах, предлагают там остаться на постоянную работу. Был случай, когда мне позвонили и попросили отправить на практику сразу 97 студентов. Это говорит о востребованности наших ребят в регионах.
— Чем СПбГУ отличается от других университетов?
— Это первый Университет России. Понимаете, наш вуз постоянно бросает вызов всей системе высшего образования. Многие проекты, которые возникают здесь, в недрах Петербурга, на первый взгляд кажутся невозможными, а потом вся Россия смотрит и говорит: «Какие они крутые!» Вот сейчас мы предложили внедрить проектное образование, в котором сделан акцент на практическую часть обучения, получение дополнительных компетенций. Это очень расширяет возможности студентов. Ну и, конечно, сильная сторона университета — мощнейший педагогический потенциал.
— Вы много лет преподаете сами и работаете с большим количеством педагогов. Как вам кажется, преподаватель — это призвание, или этому можно научиться?
— Считаю, что внутри каждого из нас есть ориентир, который выражается в склонности к какой-то профессии. Но в большей или меньшей степени мы все по природе своей учителя, то есть еще в малом возрасте прорывается эта природа учителя. Девочки, еще будучи совсем маленькими, учат своих кукол хорошим манерам, мальчишки в детстве учат своих солдатиков идти в бой. Кто-то из них потом понимает, что может и других чему-то научить и готов всю жизнь на это потратить, то есть выбирают профессию учителя. А есть люди, которые долгое время трудятся по какой-то своей специальности, но потом все равно приходят к преподаванию. Яркий пример тому — мои коллеги, которые отработали в медиа, а сейчас просятся «в аудиторию», чтобы поделиться знаниями. Педагог — это, конечно, призвание в первую очередь, но в каждом из нас живет учитель. Мы все равно рано или поздно возвращаемся к желанию поделиться своими возможностями и опытом.
Не нужно профильное образование в журналистике? Ну тогда и зубы лечите у сантехника!
— Продолжим разговор об образовании. Сейчас бытует мнение среди молодёжи и не только, что журналистом может стать любой. Достаточно просто взять телефон в руки, а профильного образования для этого не нужно. Что вы скажете на это людям, которые мечутся между выбором получить высшее образование и страхом, что оно будет бесполезным?
— Я всегда был сторонником журналистского образования. Сам получил журналистское образование и образование в области рекламы и связей с общественностью, чтобы среди вас — студентов — я был свой. У меня есть практика в качестве руководителя PR-службы в свободное от работы время. Думаю, что те, кто кричит о том, что не нужно получать журналистское образование, сами им не обладают. Понимаете, эти люди рассматривают журналистику или работу в медиа как некое место, где можно монетизировать информацию. Почему я за журналистское образование? Потому, что это хорошее, классическое гуманитарное образование, и самое главное — это постепенное вовлечение и участие в профессии. С первого и до последнего курса ты все равно через практику, через занятия знакомишься с профессиональной этикой, становишься участником медиажизни, ты вливаешься в это медиабратство. Миссия выпускника журфака заключается в том, чтобы создать условия для поддержания социального оптимизма в обществе. Мы должны быть небезразличны к этой профессии. Я всегда предлагаю тем, кто считает ненужным учиться журналистике, идти лечить зубы не к специально обученному стоматологу, а к сантехнику или инженеру.
— Какие три совета вы можете дать журналисту, который только начинает свой путь?
— Первый — всегда продолжать учиться. Окончил бакалавриат — если есть возможность идти в магистратуру, то иди в магистратуру. Я всю жизнь учусь, поэтому мне кажется, что это важно. Второй совет: наслаждайтесь процессом, добивайтесь своей цели, которую вы поставили, если нужно переждать, лучше переждите. Ну и третий совет: создайте себе такую атмосферу жизни, чтобы вы ждали понедельник, чтобы выйти на работу. Это, наверное, самое ключевое — не терять вот этот огонек в глазах.
Беседовал Филипп Афанасьев
Задайте нам вопрос
Расскажем об обучении в магистратуре, участии в исследованиях или про форматы сотрудничества с нашей медиалабораторией.
Нажимая Отправить, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных
Политика конфиденциальности
Все права защищены, 2024