«Я уже никогда не буду прежним после этого интервью»
Едва переступив порог вуза, новоиспеченный студент уже знает — в этом семестре у него экзамен по «Основам теории коммуникации». А все потому, что профессор Дмитрий Гавра доходчиво расставляет перед недавним школьником приоритеты: пришел в Университет — придется учиться. Заведующий кафедрой связей с общественностью, доктор социологических и политических наук рассказал нам о непростом графике преподавателя, ощущении всемогущества на лекциях и о том, кого бы не торопился зачислять на первый курс.
– Дмитрий Петрович, каким вы были студентом?
— Я играл в студенческом театре, был старостой группы и даже командиром стройотряда. Кто такой командир стройотряда? Сейчас мало кто это знает. Это настоящий лидер, который набирает 50 человек, везет далеко за город и отвечает за каждого головой. Подобная деятельность была необходима для выявления лидеров и хороших организаторов. Это делал как раз делал студенческий профсоюз и университетский комсомол. Неудивительно, что наш директор института Анатолий Степанович Пую в своё время был секретарём комитета комсомола на факультете философии.

Сейчас дух активностей нашего института похож на мои студенческие годы. У нас есть киноклуб, «Что? Где? Когда?» и спортивные команды. В моё время каждый студент, помимо академических успехов, имел возможность попробовать себя вне аудитории. Университет позволял недавнему школьнику попробовать себя в театре, музыке, режиссуре, организационной деятельности. Как человек узнает, что он музыкант? Только попробовав. У нас на первом курсе было 350 студентов со всего Советского Союза. Многие из них не стали инженерами, но из некоторых вышли отличные музыканты, актеры и даже сотрудники ФСБ. В моем случае в стройотряде стало понятно, что я умею руководить людьми.
— Вы связали свою жизнь с социологией уже после того, как отучились в Ленинградском политехническом институте на инженера-физика. Как естественно-научное образование помогает вам в том, чем вы занимаетесь сейчас?
— Когда поступал в политех, я не мечтал стать великим физиком. Хотел разобраться в том, как устроена природа. Задача была просто попробовать себя в точных науках. Естественно-научное образование обогащает понимание картины мира, устройства коммуникации и управления человеческим поведением с помощью информации. Знание законов природы, понимание возможностей математического моделирования помогало и помогает мне все годы в профессии. Природа, поверьте, устроена гораздо сложнее, чем общество. И чем коммуникация.

Вот кто такой человек? В кибернетическом смысле человек — это самообучающаяся система, система восприятия и генерации алгоритмов. Это означает, что любая информация, поступающая в систему, её изменяет. Например, я уже никогда не буду прежним после этого интервью, потому что оно уже совершилось. Понимание экономики и дальше социологии — а факультет социологии я окончил в конце 80-х уже кандидатом экономических наук — мне тоже очень многое дало. Но хочется ещё. На самом деле, мне не хватает психологического образования и знаний в области нейрофизиологии. Я всё время учусь и укрепляю свои знания.
– Вы преподаете более 30 лет. Что вам больше всего нравится в этой работе?
— Общение, живая коммуникация в аудитории. Каждый раз готовишься даже к курсам, которые читаешь десяток лет, и каждый раз волнуешься. Самые яркие воспоминания — от получившихся лекций, когда рождается синергия и мы с аудиторией работаем как одно целое. Это трудно. А еще ученики. Я очень привязан к своей кафедре — так приятно, что со мной работают мои же бывшие студенты. Это штучные люди, особенные. Когда они были первокурсниками, слушали мои лекции по теории коммуникаций. Мне важно, что даже без меня моя школа останется. Благодаря им.
– С каким чувством вы обычно выходите с лекции?
— Заканчивая пару, опытный преподаватель знает: хорошо или плохо она прошла. Я прихожу домой и говорю жене: «Сегодня я был в порядке. Мы со студентами отлично поработали. И между нами происходила химия». Но бывают дни, когда тащишь лекцию, как тяжелый груз. Работа в аудитории каждый раз дает ощущение всемогущества. Не в том плане, что ты этими людьми управляешь, а в том, что ты заходишь с учениками в абсолютно новые пространства.
У меня четыре почти дописанных статьи, которые я всё никак не успеваю сесть и докрутить. Лежит начатая книжка и масса того, что хочется прочесть. Уже шесть лет не был во Флоренции! Как так?! Я собой крайне недоволен.
– Как у вас получается всё успевать?
— Ничего не получается. Я пишу себе план на неделю и очень редко выполняю его полностью. У меня четыре почти дописанных статьи, которые я всё никак не успеваю сесть и докрутить. Лежит начатая книжка и масса того, что хочется прочесть. Уже шесть лет не был во Флоренции! Как так?! Я собой крайне недоволен.
– Как вы отдыхаете?
— Разумеется, театр — опера, театральные фестивали. Приезжая читать лекции за рубеж, обязательно иду в оперу. Я люблю читать художественную литературу. Сейчас с выбором гораздо легче: есть рейтинги и отзывы. Даже если не хочу, все равно прочту произведения из этих списков. Важно быть на одной волне со студентами — чтобы не отстать, надо очень быстро бежать. Как состоится коммуникация, если я не читал их книг, которые сейчас на слуху и которые отражают нерв времени? Непорядок.

Еще я люблю путешествовать и плавать с аквалангом вместе с рыбами. Люблю Африку, Европу, Азию, однажды даже весь Китай проехал. Но тут важно, что три четверти моих путешествий — научный туризм. Шанхай, Рио-де-Жанейро, Кейптаун, Токио, Стамбул, Хайдарабад, европейские столицы — там я выступал на конференциях, читал лекции, работал со студентами. Совет студентам: если вы останетесь в стенах университета в качестве преподавателя, то постарайтесь стать заметными в научной сфере. Если ваши коллеги увидят вас и ваши успехи, они будут готовы оплатить билет и гостиницу, лишь бы вы приехали и прочитали лекцию в их университете. Это очень приятно.
– Что бы вы изменили в программе университетского образования?
— Языки. Я противник того, чтобы изучать английский в университете. Студент должен приходить в вуз уже зная его, а следующие 4−5 лет жизни посвятить арабскому, турецкому, китайскому, испанскому или фарси. Моё обучение английскому закончилось в школе. Дальше я им только пользовался. И это помогло мне работать профессором в Соединенных Штатах и Великобритании. Если студент не знает английского или другого языка на должном для петербургского университета уровне, значит ему нужно поступать в другое учебное заведение.
– Вы давно преподаете и видели много разных студентов. Как за эти годы изменился облик универсанта?
— На самом деле он никак не изменился. Все так же есть талантливые и неталантливые ученики: одаренные, трудяги и лентяи, лидеры и аутсайдеры, организаторы и исполнители, пришедшие за знаниями или за чем-то другим. Поскольку мы биологические особи, все законы природы на нас работают. В больших выборках как правило присутствуют 15% доминантных особей, 15% отстающих — их называют рецессивными, а также оставшийся базовый массив. Даже когда перед тобой сидит сто студентов, эта пропорция имеет место, несмотря на высокий балл ЕГЭ и серьезный отбор на творческом конкурсе. Но среди этих людей обязательно будут звезды, это неизменно.
БЛИЦ-ОПРОС
Беседовали Алина Батурина и Екатерина Боганькова
Редактор: Паулина Яновская
Фото из архива соцмедиа «Высшая школа журналистики СПбГУ» (https://vk.com/jf.spbu).