«Я не хочу отставать от коллег, которые в дизайне разбираются лучше меня»
интервью с Наталией Кипреевой
Если один студент журфака мечтает стать мастером пера, то другой многое отдаст за фотоаппарат и возможность взяться за верстку газеты. Жизнь идет, и приоритеты меняются, как случилось и у Наталии Станиславовны Кипреевой. Старший преподаватель кафедры медиадизайна и информационных технологий, кандидат филологических наук и выпускница журфака СПбГУ рассказала нам, всегда ли на факультете было так мало мальчиков, может ли спортивная травма поменять судьбу и зачем коллекционирует контрольные работы.
– Как изменилась кафедра медиадизайна со времен вашей учебы?
– В 90-е нашим заведующим был Владимир Анатольевич Никитин, известный историк фотографии и фотожурналист. Именно он собрал уникальный коллектив и сделал нашу кафедру кафедрой визуальной журналистики – до этого она называлась кафедрой производства и оформления газеты, организации средств массовой информации. До него больше внимания уделяли газетчикам и ответственным секретарям, а Владимир Анатольевич сделал упор на фотографов и дизайнеров. Никитин стал научным руководителем моего диплома и кандидатской диссертации. Много всего дал мне и в жизни, и в профессии. До сих пор я вспоминаю его с большой теплотой и нет случая, чтобы я не упомянула о нем во время лекций.
– Чем отличался журфак 90-х годов от журфака наших дней?
– Студенческим составом. Когда я пришла учиться, на факультет принимали тех, кто уже имел опыт работы в редакции – публикации были обязательным критерием для зачисления. Сюда поступали ребята, которые четко представляли, что они хотят, какие знания желают получить. Еще у нас было много мальчиков – не то, что сейчас. Многие из них приходили после армии, были старше и мудрее, пользовались авторитетом среди нас.
– Получается, и у вас до поступления был опыт работы в редакции?
– Меня с детства интересовала спортивная журналистика и почему-то привлекала работа на радио. С 15 лет я была юнкором в районной газете – нарабатывала опыт. Помню, что моя первая заметка была про школьного учителя рисования. Потом, вдохновленная рассказами отца о Ленинграде, я решила поступать на журфак в Ленинградский госуниверситет. Но с первого раза не поступила, поэтому в свободный год работала в редакции простым корреспондентом.
Тиражи печатных СМИ становятся меньше, многие издания уходят в интернет, появляются новые формы распространения контента. Я же пытаюсь показать студентам связь между печатными изданиями и современными медиапродуктами.
Наталия Кипреева
– Как вы стали преподавать на факультете?
– В годы учебы хотела заниматься фотожурналистикой, но, когда училась в аспирантуре, получила спортивную травму. Пришлось переквалифицироваться, освоить компьютерную программу верстки. Я стала работать в небольшом издательстве – лаборатории оперативной печати у нас при факультете, была техническим редактором и верстальщиком. Потом с кафедры ушел преподаватель, Владимир Анатольевич Никитин предложил мне заменить его, и осталась.
– Кафедра медиадизайна сегодня ведь не только про академические знания, но и про проектную деятельность?
– Я со своими студентами занимаюсь творчеством не так часто. Однако в прошлом году мы с первокурсниками приняли участие во Всероссийском молодежном конкурсе исторических медиапроектов, посвященном событиям 1943 года. В нем участвовали студенты со всей России, было представлено более 300 работ. В одной номинации наш проект «Сражения 1943 года, изменившие ход Второй мировой войны» стал победителем, а проект «Любовь во время войны. История о том, как чувства помогают выжить» занял третье место. Наш коллега Александр Иосифович Беленький постоянно дает студентам различные задания на съемку, выполняя которые, студенты формируют обширный фотоархив. Из этого фотоматериала потом составляются фотокниги и фотовыставки.
Наталия Станиславовна на защитах ВКР. Они погружают в рефлексии
– Как выпускнику кафедры медиадизайна найти работу по душе?
– Начинается все с летней практики после второго и особенно третьего курса. Студенты приходят приходят в СМИ, пробуют свои силы в фотографии и дизайне. Зачастую получается, что редакциям нравится работа студентов и им предлагают остаться. Например, моя дипломница пиcала про фотографию в «Петербургском дневнике». До этого она была у них фотографом и ей предложили остаться. Сейчас она перешла в другой отдел «Дневника», занимается видеоконтентом.
Наша коллега Лолита Анатольевна Крылова работает бильдредактором в журнале «Адреса Петербурга» и часто берет студентов на практику. Некоторые из них потом поступают в магистратуру на программу «Визуальные коммуникации в журналистике и рекламе» и совершенствуют навыки бильдредактирования, которые там получили.
– Чем вам интереснее всего заниматься в университете сегодня?
– Можно сказать, что я до сих пор не определилась. С одной стороны, мне нравится работать с текстами. У меня был редакторский опыт – читала и учебные пособия, и монографии, общалась с их авторами. С другой стороны, поскольку наша кафедра ориентирована на дизайн и фотографию, я не хочу отставать от коллег, которые в дизайне разбираются лучше меня. Стараюсь получать дополнительные знания – прошлым летом, например, окончила курсы дизайна полиграфической продукции. Сейчас я больше склоняюсь к практической работе со студентами – хочется выйти за рамки научных исследований. Давно веду дисциплину по печатным СМИ и, конечно, стараюсь ее адаптировать к современным реалиям. Тиражи печатных СМИ становятся меньше, многие издания уходят в интернет, появляются новые формы распространения контента. Я же пытаюсь показать студентам связь между печатными изданиями и современными медиапродуктами.
– Какой визуальный продукт вам бы хотелось создать?
– Сейчас мое увлечение – собирать контрольные работы по удобочитаемости шрифтов. Примеры студентов я сканирую и фотографирую, в будущем хочу составить небольшой каталог ошибок в типографике. Пока коллекция не позволяет собрать что-то цельное, но начало ей уже положено. Каждый год я удивляюсь, как у ребят получается находить такие вещи.
Редактор текста: Полина Яновская