– Скромность – сестра таланта?
— Это не просто скромность, скорее, это отсутствие потребности восхвалять себя. Не обижая какие-то другие вузы, давайте все-таки признаем, что такой гигант как Петербургский университет — он в смысле богатства личностями, незаурядности человеческого окружения, конечно, не имеет себе равных.
Говоря о развивающемся здесь журналистском образовании, которое предполагает постоянные выходы в жизнь, в действительность, к людям, давайте заметим, что пребывание в таком окружении дает студенту уникальный жизненный опыт. Значит, человек, который строит свою жизнь в университете, наверное, должен ощущать себя открытым своеобразному университетскому миру. Конечно, критически оценивая: что хорошо, что плохо, что «годится» и «не годится», что вот этот лектор заикается, но не говорит пустых слов, а этот вот не заикается, но слушать нечего. Это с одной стороны.
С другой стороны, нужно отдавать себе отчет в том, что ребята, студенты, с которыми ты встречаешься каждый день, — это для тебя тоже миры, миры, миры и миры, и ты благодаря им учишься взаимодействовать с очень разными людьми, когда они тебя окружают. Среди твоих однокурсников кто-то приехал из Нарьян-Мара, кто-то из Татарстана, кто-то из Лужского района, кто-то из семьи, как у нас вульгарно говорят иногда, простых рабочих, а кто-то из семьи академика — и это все разные жизни, с которыми ты сталкиваешься в повседневном общении. Я уже молчу про многообразие преподавательского состава.
Дальше ты должен для себя решить, что если пришел за профессией, именно за профессией, а не просто получить образование, то заниматься профессиональными штудиями, писать, снимать непрерывно, упражняться, знакомиться с мастерами, с редакциями реальными — это твоя обязанность перед самим собой. Ну, есть, конечно, еще вариант — это когда девушка приходит за гуманитарным образованием и потом становится матерью большого семейства и воспитывают достойную смену, всех семерых сыновей и дочек, рассказывая им, кто такой Фейхтвангер, что это не автомат для торговли газированной водой, а вообще-то писатель.
Возвращаясь к теме ценности университета — надо решить для себя, чего ты хочешь, потом посмотреть, что тебе предлагается и ни от чего не отказываться из того, что предлагается. И пробовать себя, искать во всех качествах, которые возможны в университете, чтобы не ловить себя на мысли, что учишься из-под палки. Вот что, наверное, самое главное. Дети на пороге университета кончились.