/
/
Екатерина Лебединская
/
«Мне мальчики написали рэп про русский язык»
Екатерина Лебединская о своей работе в университете
Университет — это не просто здание и учебное заведение, это люди, которые не только стремятся к профессиональному росту, но и активно участвуют в культурной и общественной жизни университета и города. Преподавательский состав СПбГУ часто пополняется молодыми специалистами, которые являются выпускниками университета. Сегодня в рамках проекта поговорили о поступлении, креативном подходе к занятиям и любимом месте с Екатериной Лебединской, ответственным секретарём научного журнала «Медиалингвистика» и преподавателем Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.
Профессия и поступление
– Екатерина Юрьевна, что на вас повлияло при выборе профессии?
— Начну с того, что я в детстве и подростковом возрасте очень много занималась с детьми. В лагере, в школах часто работала вожатой, помощницей воспитателя или учителя. Мне всегда хотелось помогать детям, сделать их пребывание в учебном заведении психологически комфортным. Так у меня появилось две мечты: стать преподавателем и журналистом — мне всегда очень хотелось добиться справедливости и заявить о своей позиции. К моменту поступления в университет у меня было представление о наличии жизненного опыта, через который я прошла. Хотела им поделиться, помочь тем, кто находится в такой же ситуации.

О преподавании мечтала, потому что нравилось сложные вещи объяснять проще, помогать сориентироваться. Помимо этого, мне всегда было важно, чтобы было что-то, что располагает к обучению. У меня были преподаватели, к которым я боялась ходить или у которых стеснялась отвечать на занятии, потому что знала, что если отвечу неправильно — получу комментарий, который будет для меня болезненным. Я сидела и думала, что лучше промолчу, чем потом буду расстраиваться. Мне не хотелось такой атмосферы на занятиях, поэтому стараюсь максимально разрядить обстановку, чтобы у студентов был позитивный настрой, способствующий эффективному обучению. Часто повторяю, что не буду ругать за ошибки, ведь мы здесь для того, чтобы вместе узнавать что-то новое и какие-то пробелы восстанавливать. Такая была мотивация при выборе.
– Вы говорили, что окончили бакалавриат другого университета. Как возникла мысль продолжить обучение, но в магистратуре СПбГУ?
— Изначально я поступила в Саратовский государственный университет. На четвёртом курсе решила поучаствовать в конкурсе научных работ, который проводился здесь в марте — «Медиа в современном мире: молодые исследователи». Я отправила научную статью и тезисы на эту конференцию. Ни на что не рассчитывала, но очень старалась. Прошла отбор и меня пригласили в СПбГУ на очный этап конкурса.

Когда выступала с докладом, очень переживала. Помню, тогда Александр Александрович Малышев, который является председателем оргкомитета, успокоил. Мне задавали много вопросов, и, видимо, по выражению лица было понятно, что я этого испугалась. Он тогда сказал, что когда задают много вопросов — это не значит, что доклад плохой, а наоборот — он вызывает интерес и о нём хотят узнать больше. В итоге я стала победителем в номинации «Студенты». Когда я уходила с середины церемонии, так как боялась не успеть на поезд, ко мне подошёл Константин Васильевич Силантьев, работающий в приёмной комиссии, и посоветовал: «Будете поступать в магистратуру, не забудьте приложить этот диплом — он даёт баллы». Я поняла, что это место, где преподаватели очень заинтересованы в успехах своих студентов. Вот это неравнодушие меня подкупило, и я решила поступать.
Время обучения
– Какой интересной историей из студенчества можете поделиться?
— Мне не повезло с тем, что моя магистратура выпала на ковид. Я поступила в 2019 году, а в марте 2020-го нас перевели на дистанционное обучение, что очень обидно. Знаете, вспомнила, что в магистратуре заранее начала готовиться к зачёту по праву, его у нас вёл Андрей Юрьевич Дорский, готовилась постепенно. Вечером читала про особенности рекламы винной продукции в медиа, и на занятии он внезапно спросил «А кто-то знает, как рекламировать винную продукцию?» Я протараторила все пункты, которые вчера вызубрила: что можно, что нельзя, каким образом. Он ответил: «У вас такие знания, вы профессионально связаны с этой деятельностью?» На эту реплику моя подруга пошутила: «Связана, но не профессионально». Потом до конца учёбы все подкалывали из-за этого. А на самом деле просто так совпало.
– Какой преподаватель во время обучения импонировал вам больше всего?
— Наталья Анатольевна Прокофьева. Она меня очень многому научила в плане преподавания. Я даю много творческих заданий: этот подход мне подсказала именно она. Мы разбираем тексты и делаем упражнения, но очень важно заинтересовать, подключить фантазию, потому что журналистика — это создание чего-то нового. Наталья Анатольевна всегда говорила, что преподавателю нужно быть актёром: смотреть на отклик аудитории и быстро реагировать. Нельзя читать текст, уперевшись в свой листочек — от этого не получит удовольствие ни сам лектор, ни студенты. Поэтому часто я стараюсь на какие-то личные истории выходить.

Вот у меня китайские студенты выполняют задания по описанию своего дня. Им и так сложно: другая культура и язык, если им давать какие-то абстрактные задания будет совсем непросто, а здесь еще и узнают друг о друге что-то новое. И им самим интересно. На занятиях по устной речи я давала задание разыграть по ролям ток-шоу: таким образом снимаем коммуникативные зажимы, что очень помогает в профессиональной практике. Конечно, моим примером для подражания является и мой научный руководитель — Лилия Рашидовна Дускаева. Её научные достижения и профессиональный путь вызывают восхищение и мотивируют совершенствовать собственные знания и навыки день за днем.
– Какой предмет был вашим любимым?
— Стилистика. Я помню даже, что первая из всех в группе магистров поняла, что такое стилистический анализ. Когда до меня дошло, я осознала, что всё поняла (смеётся). Стилистический анализ — это когда ты смотришь на текст, и общий фон нейтрален, но что-то бросается в глаза, какие-то воздействующие слова, выражения. Нужно описать, почему именно они выделяются, а потом — с какой целью автор именно в этом тексте использовал это средство.

На экзамене по стилистике помню, что только у меня была пятёрка, у всех остальных — баллы чуть ниже. Как-то я сама прикипела к этому предмету, было интересно, как авторы используют воздействующие средства. Любопытно, как психологически автор настраивает контакт с читателем. Это очень помогает не только в медиатексте, но и в жизни.
– Есть ли у вас особенное место на факультете или в других зданиях вуза?
– Мне нравится памятник «Кот учёный» во дворе филологического факультета, потому что он мне помогает сориентироваться. Когда собираешь документы на продление работы, нужно проходить очень много инструктажей в разных местах. Этот кот мне всегда помогает понять, где я и куда идти дальше, особенно когда это зима, февраль и всё в снегу. Приходится доверять коту. У меня к нему очень тёплые чувства.
Работа в университете сейчас
– Сейчас вы являетесь младшим научным сотрудником, а также, как я знаю, написали много работ как совместных, так и индивидуальных по видам комического в гипертексте. Какая деятельность в стенах вуза вам нравится больше: преподавательская практика или научная деятельность?
– Преподавание. Я люблю общаться со студентами. Из любимых моментов – хотела бы сказать, что у меня недавно был день рождения и я пришла на занятия, а никого нет. Первым делом подумала, что подраспустила студентов. Я их не ругаю сильно, если кто-то припозднится, но когда 10-15 минут никто не приходит – это некрасиво. Подошла одна девочка. Ну, думаю, будем вдвоём. Но позже они все заходят с цветами и маленьким таким тортиком. Интересно, что они долго выбирали надпись на торте и решили остановиться на «Год лапка об лапку», потому что я им объясняла все правила на мемах с котятами.

Если подобрать визуальный ряд, например, известные мемы, где комический эффект строится на каких-то нарушениях правил, становится понятнее и интереснее. Студенты более вовлечены, потому что видят не просто абстрактные правила, а как они применяются в жизни.

«Я стараюсь не запугать, а, наоборот, заинтересовать, чтобы студенты хотели приходить на занятия».

– Что вас раздражало в занятиях во время обучения, но сейчас как преподаватель вы сами это делаете?
– Меня раздражало, когда очень сильно запугивают, ты начинаешь волноваться, а потом всё оказывается не так страшно. Я не люблю и так стараюсь не делать, потому что когда училась, очень много переживала. Для меня было важно получить пятёрку – был синдром отличницы. На самом экзамене садилась и чувствовала, что у меня звенит в ушах, я переживаю. Даже когда училась в магистратуре, понимала, что хватит и четвёрки, но всё равно переживала. А в итоге всё оказывалось намного легче и все душевные страдания были бессмысленны.

Я стараюсь не запугать, а, наоборот, заинтересовать, чтобы студенты хотели приходить на занятия. Мне очень важно всех знать по именам, что-то интересное о студентах и иногда это подключить. Я, например, давала задание написать рецепт любимого блюда, используя определённые формы глаголов. Один мальчик не знал, что придумать и написал хороший текст про обычный творог с бананом, а мы все вместе выбирали, с чем ещё можно съесть это блюдо.
– С какими сомнениями в работе вы сталкивались?
— Так как я всё-таки молодой преподаватель и пока в процессе, много размышляю: то, что я делаю, — это хорошо или не очень. Когда студенты говорят «На вашем занятии мы расслабляемся», я пока не понимаю, о чём именно они. Либо имеют в виду, что спокойно работаем в нормальном темпе, повторяем сложные моменты, либо нужно построже их держать. Но мне это состояние нравится, что я сейчас в поиске, у меня нет какого-то сформированного подхода, концепции.

Пока что у меня такая позиция, так как я не отошла от состояния студента. Я продолжаю сдавать зачёты, экзамены, ждёт квалификационная работа в аспирантуре. Сама переживаю, поэтому у меня сильное желание избавить своих студентов от ненужного стресса. Когда веду курсовую по стилистике, всегда говорю, что всё напишем. Пришлите — обсудим и доработаем, главное — написать. И я пока не знаю, что лучше работает из этого.
– С практических занятий с вами по устной речи мне особенно запомнились задания за невыполнение домашней работы. Вы просили подготовить сценку или анекдот по теме занятия в качестве «наказания». Какие самые интересные варианты вам показывали студенты?
— Пародировали сценки из мемов, а ещё мне мальчики написали рэп про русский язык. Попросили на паре представить свою работу, принесли колонку. Однако преподаватель в соседнем кабинете не оценила такого. Меня эта история научила тому, что я решаю, что происходит на занятии. И если я решила позволить студентам проявить инициативу, творческий подход, то должна сказать, что это мои студенты и мы выполняем именно такое задание. Ситуация была, с одной стороны, интересная, потому что вдохновила ребят на творчество, а с другой стороны — нужно отстаивать свои занятия. Моё занятие — моя зона ответственности.
— Как вы считаете, почему важно быть «на одной волне» со студентами?

— Для меня это важно, очень помогает. Была недавно ситуация: один студент сказал, что ему не нравится стилистика, он с трудом дописывает курсовую по ней. Я его спросила: «Неужели вам не нравится приходить на наши занятия?» Он ответил, что приходит только ради атмосферы на семинарах. Какая-то расположенность, которая создаётся преподавателем, видимо, привлекает. Может, ему и не нравится стилистика, и он не будет дальше в этой области развиваться, но на занятиях он слушает и работает с интересом. Личный контакт помогает заинтересовать в предмете даже человека, который в нём не заинтересован.

– Бывали случаи, когда взаимопонимание со студентом не складывалось?
– Была девочка, у которой я принимала первый раз в своей жизни зачёт. Она не знала, как ответить на билет. Я ставлю «незачёт». Она расстроилась, стала вести себя слишком эмоционально. Я была обескуражена таким поведением. Думала: а как дальше с ней работать? Но в следующем семестре мы нашли общий язык через её интересы. Я узнала, что она пишет тексты на широкую аудиторию, в которых делится своими мыслями. Ей стало интересно, как их улучшить, чтобы интереснее были посты. Я уже год у этой группы не веду занятия, а студентка до сих пор подходит ко мне и советуется по разным вопросам.
От студента до преподавателя
– Вы побывали и в роли обучающегося, и в роли выпускника, в роли преподавателя. В каких поступках студентов вы узнаете себя?
– Когда студенты начинают переживать из-за оценок или присылают работу, а через несколько минут другую с фразой «Ой, я нашла там ошибочку, можно вы у меня этот вариант возьмёте?». Сама нервничала из-за небольших помарок. И иногда, когда устают на занятии, я понимаю, что им тяжело. У меня так же бывало, что даже на интересных парах не было сил сидеть: начинаешь поглядывать на время, думаешь, что есть хочется. Я тоже в них это вижу и спокойно к этому отношусь, понимаю, что это не из-за меня. Непросто столько с утра сидеть.
– Если бы можно было вернуться на первый курс, о чём бы вы себя предупредили или чему научили бы?
– Был бы совет поменьше переживать, потому что когда всё накапливается – во что-то выливается в итоге, хоть и изначально не кажется проблемой. У меня было такое в обучении: я иду на экзамен и чувствую, что меня очень тошнит на нервной почве. А ещё поменьше себя накручивать, словами «вдруг я не сдам» – нужно было к этому проще относиться. Я бы себе сказала: «Сиди и готовься. Составь план и старайся не думать о том, как это пройдёт». Оценки – это формально. Главное, чтобы было самой интересно, ты что-то новое узнала. Такой подход и транслирую студентам сейчас. «Наказания», о которых мы говорили ранее, – способ получить эмоциональный отклик, понять, почему не сделал и пропускал. Когда человек полностью равнодушен – это плохо. Он думает, что преподавателю всё равно – придёт он сегодня или нет. А так складывается ощущение, что мне небезразлично. Я даже помню, что часто говорила: «Не обижайтесь, если я что-то такое делаю». Это нужно, чтобы студент с чем-то ушёл. Например, с ощущением, что преподавателю не всё равно.

Автор: Мила Ласкина