/
/
Александра Литвинова
/
«Не готова отказаться ни от чего»:
как Александра Литвинова стремится к интересной жизни
Она положит на лопатки и добьёт интеллектом. Свяжет тёплый свитер, вышьет красивый узор, перескажет прочитанную на днях книгу про средневековье, углубится в анализ данных, предложит подложить под кружку свой аттестат с отличием, сорвется в путешествие, будет первой в очереди за очередным образованием. Она — Александра Игоревна Литвинова.
– Существует мнение, что преподаватели идеально разбираются во всем, и всегда были отличниками и идеальными студентами. Каким были студентом именно вы?
— Я была отличником. Окончила школу с медалью, поэтому в университете у меня не было интереса безупречно учиться. Я забила на красный диплом, позволяла себе не ходить на те занятия, которые, как мне казалось, являются потерей моего времени, но я окончила универ очень хорошо. Там было какое-то количество четвёрок, но это вот как раз те самые предметы, по которым у меня была максимально слабая посещаемость, стремящаяся к нулю.
– Какая была мотивация быть отличником в школе?
– Мне было интересно.
– То есть это не была родительская опека?
— Нет, моя мама вообще даже случайно узнала, что я буду медалисткой. По началу это было проявление лени. Считаю, что это настоящий двигатель прогресса и развития человечества, потому что в младших классах я училась слабо, у меня были тройки в четверти. Но потом я поняла, что напрягаться, списывать, нервничать из-за того, как ты напишешь, спишешь или нет, отнимает много сил. А мне не нравится излишнее беспокойство. Проще выучить, чем от кого-то зависеть и рассчитывать на чью-то милость, что дадут скатать.

Я начала самостоятельно заниматься, и это было успешно. Ну и мне в принципе нравится процесс обучения. Если бы мне не надо было работать, зарабатывать деньги, я бы училась всю жизнь. Это было бы прекрасно. Мне интересна литература, желательно средневековая, мне интересна очень биология, и кажется, что я бы могла получить в этой сфере образование — я ещё не отказалась от этой мысли. Очень интересна математика и, возможно, когда-нибудь всё-таки закончу колледж, связанный с сестринским делом. В мире очень много интересных вещей, и я перечислила даже не десятую часть того, что кажется мне интересным.
– Вы больше за углубленный подход к получению знаний или за стремление обладать широким кругозором?
— Я за то, чтобы не ограничивать себя каким-то жёстким выбором. Есть вещи, в которые мне хочется углубляться, и я в них углубляюсь настолько, насколько меня ведет знание. Есть вещи, о которых мне достаточно иметь ообщее представление. И я в этом не вижу ничего плохого.
– Какой у вас был подход к обучению: зазубрить или разобраться и понять?
— Очень не люблю зубрить. Я не люблю напрягаться, поэтому мне проще разобраться, понять. Это просто намного дольше действует, этим можно лучше пользоваться, чем обычной зубрежкой.
– Какой предмет в школе вам давался тяжелее всего?
— Физика. Она была прям сложной. Но мне кажется это связано с тем, что я уделяла ей недостаточно внимания. И какие-то штуки стоит перечитать сейчас. Но, если отвечать на вопрос, то физика была самым сложным для меня предметом. Однако всё равно у меня по нему «пять».
Для меня кажется самой точной метафора, что ты жонглируешь каким-то количеством предметов. Иногда некоторые из них падают. Ты можешь выбрать тот предмет, который упадёт, и это будет наименьшее зло. И альтернативный вариант – от чего-то отказаться. Но я не хочу ни от чего отказываться.
– Роль педагога в становлении вас как личности – какая ситуация или совет сильно повлияли на вас?
— Если говорить про школьных педагогов или педагогов в образовательном учреждении, то конечно, они влияют с той точки зрения, что способны замотивировать или напрочь отбить интерес к тому предмету, который преподают. Я совершенно в этом убеждена. Что касается учителей в профессии, то шеф-редактор, который у меня был на моем первом месте работы, для меня учитель номер один. База того, что я умею, чем пользуюсь до сих пор, чему я учу коллег, была заложена именно этим человеком. И я очень сильно ей благодарна.
– Чем вы руководствовались, выбирая место для поступления?
— Я хорошо окончила школу, мне было всё равно куда поступать — на технический профиль или на гуманитарный. Но поскольку я не имела чёткого понимания, куда идти и была несколько ленива, выбрала гуманитарный профиль. Мне показалось, что будет проще учиться. В гуманитарном профиле мне хотелось получить какое-то классическое образование. В хорошем вузе, без какой-то жёсткой привязки к конкретной специальности. Чтобы у меня был широкий диапазон выбора после получения этого образования. Я выбрала связи с общественностью, спойлер — это было ошибкой.
– Чем вас привлекла профессия журналиста?
— Я после университета пыталась найти работу по специальности. Переделывала своё резюме под каждую вакансию, всё, как нас учили, но что-то у меня не складывалось. И в какой-то момент нашла вакансию выпускающего редактора. Я без особых надежд отправила резюме, даже не переделывала и ничего не исправляла, а меня взяли. К моей великой неожиданности.
– А в какой момент вы были невероятно счастливы, если говорить о профессиональной деятельности?
— Наверное, это удавшиеся тексты. И таких было очень много. Самое яркое воспоминание, когда я занималась экономической журналистикой и государственными закупками, тендерами. Самый кайф, когда ты читаешь документы, смотришь какие-то отчеты, знаешь, что там что-то спрятано, что там точно что-то есть, в чем-то есть подвох, но ты не видишь. И ты сидишь над этими документами, ковыряешься в этих таблицах часами. И потом понимаешь, как и что было сделано. Куда что спрятали, как ты можешь размотать этот клубок. Это, наверное, самое большое удовольствие для меня в этой работе.
– Если бы можно было обменять талант писателя на что угодно, на что бы вы его поменяли?
– Я бы поменяла на способности к математике.
– Почему именно такой выбор?
— Потому что это то, что мне очень нравится, но к чему у меня нет достаточных способностей. Таких, как мне бы хотелось. Я сегодня как раз на «Яндекс.Практикуме» проходила тест на остаточные знания по математике. Чтобы понять, насколько я способна пройти курс по математике для анализа данных. Благодаря этому тесту я вспомнила, как мне нравилась алгебра, как я этим увлекалась. И сожалею, что не настолько умная, чтобы развиваться в этой сфере. Если обменивать любовь к текстам и способность с ними работать, то на способности к математике.
– Если бы у вас были эти способности, вы бы пошли в аналитику?
— Да. Либо в аналитику, либо в науку. Что-нибудь, связанное с прорывными исследованиями. Меня привлекают нестандартные решения, эвклидова геометрия, та сфера, которая допускает, что параллельные прямые могут пересекаться при определённых условиях.
– Какие у вас есть хобби?
— Я занимаюсь восточными единоборствами, у меня черный пояс по карате, люблю плавать, бегать. Всё надеюсь достаточно потренироваться, чтобы пробежать полумарафон. Правда, последние несколько лет это всё никак не получается. Чтение. Иногда я пытаюсь вязать, чтобы расслабиться, или вышивать. Но не всегда удается как-то выкроить для этого время и сосредоточиться.
– Внушительный список хобби, работа, учёба. Как всё успевать?
— Я не успеваю. Для меня кажется самой точной метафора, что ты жонглируешь каким-то количеством предметов. Иногда некоторые из них падают. Ты можешь выбрать тот предмет, который упадёт, и это будет наименьшее зло. И альтернативный вариант — от чего-то отказаться. Но я не хочу ни от чего отказываться. Мне кажется, что жизнь очень короткая, и хочется, чтобы она была интересной. И для того, чтобы она была интересная, у меня есть определённые вводные условия. Мне хочется и читать, и преподавать, и реализовываться в журналистской профессии, и что-то новое осваивать, заниматься какими-то увлечениями и встречаться со своими друзьями. Не только с коллегами обсуждать какие-то вещи. Я не думаю о том, от чего избавиться. Я думаю о том, как эту задачу решить.
– Какие у вас ближайшие планы?
– Сейчас мне хочется освоиться в сфере анализа данных. Мне кажется, что это очень интересно, перспективно. И, конечно же, специально для Камиллы Ренатовны, должна отметить, что в первую очередь я стремлюсь защитить свою кандидатскую диссертацию. Это на первом месте!
– Вы переезжали, меняли жизнь. Что самое сложное в переездах?
— Социальная смерть. Приезжаешь в новое место — у тебя нет социальных связей, тебя никто не знает, ты никому не нужен, ты никому не интересен. А твой профессиональный статус, твои прекрасные качества, всё это дорого только тебе одному. И всё. И на новом месте ты выстраиваешь это заново. И это очень сложно. ПКогда ты в этом живёшь, без постоянных переездов, то просто не замечаешь, что тебе это даёт. Когда ты сталкиваешься с тем, что у тебя этого нет, начинаешь иначе смотреть на этот социальный капитал.
– Как вы считаете, можно ли встретить настоящего друга не в учебное время?
– Да, со школьных времён у меня осталась лучшая подруга, и мы с ней познакомились тоже не в школе. В секции по лёгкой атлетике, которой мы занимались. А другие несколько человек – очень немного, кого я сегодня могу назвать своими друзьями, – это всё моя взрослая жизнь. И все они были связаны с работой.
БЛИЦ-ОПРОС
  • Редакция:
    – Блиц-опрос. Первое – ваша любимая песня!
    А. Литвинова:
    – Пусть будет неожиданно. Эминем "Legacy".
  • Редакция:
    – Любимое блюдо?
    А. Литвинова:
    – Ризотто.
  • Редакция:
    – Что вы не готовы пробовать из еды?
    А. Литвинова:
    – Мозг, хвостик саранчи, усики кузнечика.
  • Редакция:
    – Ваш любимый преподаватель, которого вы помните до сих пор. Со школы, с университета?
    А. Литвинова:
    – Учитель русского языка и литературы Кима Ивановна. И преподаватель истории Ирина Юрьевна. Она же была классным руководителем.
  • Редакция:
    – Три качества, которые вы цените в людях?
    А. Литвинова:
    – Профессионализм, честность, адекватность.
  • Редакция:
    – Три качества, которые вас раздражают?
    А. Литвинова:
    – Лицемерие, глупость, душнота.
  • Редакция:
    – Продолжите фразу: «Лучший отдых – это…»
    А. Литвинова:
    – С книжкой.
  • Редакция:
    – Учеба для вас?
    А. Литвинова:
    – Кайф.
  • Редакция:
    – Лучшая работа?
    А. Литвинова:
    – Та, которая нравится.
  • Редакция:
    – Самый классный город, который вам понравился, в котором вы были?
    А. Литвинова:
    – Зальцбург, Австрия.
  • Редакция:
    – Во скольких странах вы были?
    А. Литвинова:
    – Больше 10.
  • Редакция:
    – Любимое время года?
    А. Литвинова:
    – Любое другое, которое не весна. Весна в Питере серая, дождливая, сопливая и холодная.
  • Редакция:
    – Если ехать в отпуск, выберете лежачий или активный?
    А. Литвинова:
    – Активный. Не люблю лежать.

Текст: Екатерина Бартковская