«Доверяйте той шпаргалке, которая находится у вас на плечах»
интервью с Александром Малышевым
Первокурсники обычно знакомятся с Александром Александровичем на практических занятиях по современному русскому языку. Сфера научных интересов доцента, кандидата филологических наук — историческая стилистика, спортивная журналистика, русский литературный язык XVIII века. Нам же
Александр Александрович рассказал, что в школьные годы он увлекался и физикой, и химией, а его склонность к лингвистике предсказала профессор Черниговская.
– Отмотаем плёнку назад и вспомним о ваших школьных днях. Вы тогда полагали, что свяжете свою жизнь с филологией?
— Мне всегда нравилась литература. С другой стороны, химия, физика, астрономия, немецкий язык нравились тоже, поэтому сказать, что я буду именно гуманитарием-филологом, было нельзя. Более того, когда я заканчивал школу, то сдавал экзамены в разные места. У меня был знакомый, которого я пытался затащить на экономику. В начале нулевых первый всплеск и интерес к юриспруденции, экономике и бухгалтерскому делу начал спадать, поэтому мне показалось, что поступать на экономический факультет более рационально. Правда, там нужна была немного другая математика, выше базового школьного уровня, поэтому я отказался от этой идеи.

А так, поскольку литература меня всегда привлекала, я поступил на филфак, где перешёл от литературоведения к более языковому подходу к литературе. И тогда стало действительно понятно, что это моё призвание. В школьные годы я мог колебаться между разными направлениями, но потом жизнь всё расставила на свои места.
– Почему вы выбрали именно СПбГУ для обучения?
— Когда мы говорим «университет», то имеем в виду какой-то конкретный, а не абстрактный. По крайней мере, у меня было так. Я не задумывался, что СПбГУ — это какой-то новый сверхуровень. Просто я понял, что хочу в университет, а университет — это СПбГУ. И другого, пожалуй, в моем сознании не было.
– Студенты иногда сомневаются в своем выборе профессии. Вас посещали такие мысли во время учёбы на бакалавриате?
— Нет, подобных метаний у меня никогда не было. Единственное, я колебался между литературой и языком, в итоге всё удалось срастить к языку литературы, стиховедению, отчасти к математическим методам, однако они быстро ушли на периферию.
На втором году обучения был курс у профессора Черниговской — что-то по типу основ психолингвистики. Нам задали написать небольшую курсовую работу. Я ее написал, и профессор посоветовала мне заняться языком. Я немного удивился: мне казалось, что это не так интересно. Оказалось, Татьяна Владимировна Черниговская стала пророком, который предугадал, к чему я в итоге склонюсь.
Проходит год, второй, третий, десятый: всё идёт своим чередом, студенты постоянно сменяются, и преподавателю важно не уйти в снобизм, не возомнить себя Богом.
– Что можете посоветовать студентам, которые не уверены в правильности выбранного направления?
— Для начала, необходимо понять, насколько эти сомнения обоснованы, потому что некое разочарование возможно. Следует спросить у себя: есть ли для этого основания или сейчас такой период в жизни. Если это происходит из-за неинтересных предметов, то в следующем семестре будут другие дисциплины, которые зажгут глаза.

Возможно, колебания связаны с взрослением, взглядом на окружающих, сложностями в личной жизни. И тогда возникает вопрос: «А на своём ли я месте?» Если сомнения не проходят, имеет смысл перепоступить куда-нибудь ещё, чтобы не терять время.

Но одно дело, когда вы приняли это решение на первом курсе — учебный год пойдёт в активный или пассивный опыт знаний, поэтому вы ничего не теряете. И совсем другое, если вы это понимаете курсе на четвёртом, когда вам предстоит написать диплом: потеряно слишком много времени, а перепоступление отдалит возможность полноценно работать. В такой ситуации можно пойти от противного и все-таки закончить обучение, а дальше смотреть, в каком направлении развиваться. Например, пойти в магистратуру на какое-нибудь другое направление.
Чемпионат по пляжному волейболу
– Когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с преподавательской деятельностью?
– На третьем курсе, когда стало понятно, что мне не просто интересно слушать лекции, выступать на семинарах и писать курсовые работы, но и делиться знаниями.
– Что самое сложное в преподавании?
— Не терять способность видеть в студентах людей. Это то, что может подстерегать, когда процесс немного механизируется. Проходит год, второй, третий, десятый: всё идёт своим чередом, студенты постоянно сменяются, и преподавателю важно не уйти в снобизм, не возомнить себя Богом. Это испытание, через которое многие проходят с разной степенью успешности.
– Что вам нравится в преподавании?
— Во-первых, общение с людьми, которые постоянно меняются. Студенты каждый год приходят со своими уникальными интересами, личностями, характерами. Преподавание — это взаимовлияние, потому что иначе никак. Я говорю не о пафосной воспитательной функции преподавателя, я имею в виду личностный обмен, без которого очень легко закостенеть.

Во-вторых, преподавание дает возможность видеть отклик аудитории, когда они восклицают: «А! Так вот оно как! Теперь всё понятно!» Думаю, что это самое главное: живое общение и радость от того, что ты можешь чему-то научить.
С командой по ЧГК
– А какой случай за годы практики вы можете назвать запоминающимся?
— В самом начале моей преподавательской деятельности мне дали курс по стилистике, который завершался написанием курсовой. Одна девушка написала замечательный материал, по уровню он походил на магистерскую. Признаюсь честно, меня это немного озадачило: не знаю почему, но я сомневался, что кто-то из группы сможет так «звёздно» справиться с написанием работы.

Я придирчиво читал ее материал, а на защите курсовых некоторыми замечаниями и комментариями обидел девушку. Я усомнился в том, что она выполняла работу самостоятельно. Упрекая её, я даже не подумал, что это может показаться обидным для талантливого человека. Это осознание пришло позже. Неприятно, что я не успел перед ней извиниться, хотя у меня было два года, чтобы все понять, встретить на лестнице, сказать что-то на вручении диплома.

Ситуация меня долгое время не отпускала, но я рад, что она случилась. Это научило меня видеть, что талантливый человек способен написать достойный интеллектуальный продукт, независимо от курса обучения.
– Преподавание наверняка забирает много сил, ведь к каждому студенту нужно найти подход. Что нужно сделать, чтобы восстановиться?
– Пройтись по улице, погулять, почитать что-нибудь лёгкое. Специального рецепта нет. Это происходит само собой.
– Хотели бы вы в будущем сменить род деятельности?
– Однозначно, нет. Именно эта работа пришлась мне по душе, я, безусловно, хочу заниматься этим дальше.
– Какое напутствие вы дадите первокурсникам при сдаче русского языка на экзамене?
– Доверять той шпаргалке, которая находится у вас на плечах, – это самое надёжное.
Беседовали Диана Стародубцева, Злата Вайник
Редактор: Анастасия Полосина

Фото из личного архива А. А. Малышева, а также соцмедиа «Высшая школа журналистики СПбГУ» (https://vk.com/jf.spbu).