Как за три минуты до эфира избавиться от пудры на черном пиджаке важного чиновника и что больше всего расстраивает в работе со студентами, рассказала Анастасия Матвеева, преподаватель техники и технологии электронных СМИ.
– Вы учились на социолога. Как пришли к журналистике?
– На первом курсе меня пригласили на «Пятый канал» вести новую передачу в качестве социолога. Так вышло, что накануне заболели все корреспонденты, а нужно было снимать репортаж, поэтому меня попросили поехать вместо них. С того момента и началась моя журналистская деятельность.
– Какие возникали сложности в начале работы корреспондентом?
– Придя на телевидение, я вообще ничего не знала. Но сразу стала работать на выездах: матерые операторы нас, молодых корреспондентов, не любили, старались «учить», как это принято. Ворча, говорили: «Что тут снимать? Снимать нечего. Вы же не поставили нам задачу». Ещё у нас каждый день было по полчаса эфира. И за день мы набирали какие-то нудные сюжеты, чтобы заполнить эти 30 минут. Не было времени ни на отсмотр записи, ни на подумать.
– Что было самым запоминающимся во время работы на телеканале?
– Забавных моментов было много. Например, нам надо было взять интервью у Анатолия Собчака: в то время он был губернатором Петербурга. Мы увидели его, когда тот шёл без охраны. Стали догонять, запыхались. Я подбежала к нему и невнятно сказала: «Анатоль, Анато Саныч, Анатоль Александрыч, тьфу, Анатолий Александрович». Однако он терпеливо подождал, пока я задам вопрос.
Как-то на телеканал приходил глава Законодательного собрания. У него должны были брать интервью мои коллеги, а я наносила грим. И тут нечаянно высыпала всю пудру на его черный пиджак. Это произошло за три минуты до эфира. Но всё закончилось благополучно: мы быстро отряхнули пиджак и вышли в эфир.
– Почему вы перестали работать на «Пятом канале»?
– Всё довольно быстро накрылось, когда на канал пришла Бэлла Куркова. На мой взгляд, у нее была четкая задача развалить канал, а технику и людей переманить к себе на «Россию». Свою цель она быстро достигла. Бэлла начала с корреспондентов: мы были все «закрыты», но не уволены, потому что уволить нас у нее не было права. Мы были оформлены на постоянную работу, а нас просто распределили по разным редакциям.
– Куда направили вас?
– Я попала в киноредакцию. Там мы снимали документальные фильмы. Это была первая студия «Пятого канала». Записывали телеспектакли, балет, двухсерийные детективы, красивые видео о Ленинграде. Раньше у студии было целое здание, где хранились старые широкие пленки с уникальными фильмами и передачами. Киноредакция переписывала фильмы с обычной кинопленки на магнитные носители. Мы снимали подводку к архивным фильмам: о героях, операторах и о том, как эти фильмы нужно смотреть.
“
Оказалось, что в момент эфира у всех предынфарктное состояние: очень сильный выброс адреналина.
– Что самое сложное в работе на телевидении?
– Во-первых, сложно постоянно работать в состоянии стресса и дедлайна, потому что телевидение – это быстрый продукт. В 80-е годы проводили исследование: в студию пришли врачи и прикрепили датчики ИКГ к сотрудникам, обеспечивающим прямой телеэфир – ведущим, операторам, режиссерам. Оказалось, что в момент эфира у всех предынфарктное состояние: очень сильный выброс адреналина. Во-вторых, трудно формулировать свои мысли коротко, ёмко, образно. Телевидение подразумевает создание ярких визуальных и аудиовизуальных образов. Важно всё: текст, звук, картинка. Сложно, чтобы все три составляющие были качественными. На телевидении каждый день нужно заново доказывать, что ты крут, что ты занимаешь свое место. Никто не будет вспоминать твои прежние заслуги, если ты сделал один гениальный сюжет, а потом месяц создавал какую-то ерунду. На глазах будет эта ерунда, а прошлое уже забудется.
– А как вы начали преподавать в СПбГУ?
– Мою коллегу из передачи «Сегоднячко» пригласили преподавать в университет. Но она в связи с личными обстоятельствами отказалась и предложила мою кандидатуру.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь в преподавании?
– Отсутствие надежной технической базы. Трудно рассказывать студентам «на пальцах», приносить свою технику или объяснять, как правильно снимать на профессиональную камеру, а потом говорить: «Теперь идите снимать на свой телефон». Несколько лет назад у меня был студент из Аргентины. И как-то раз он рассказал, что в его школе было всё необходимое оборудование: профессиональные студии, камеры, компьютерные классы, которыми можно было в любой момент воспользоваться. В тот момент мне стало так стыдно и неприятно. Мы не обеспечены техникой, которая была бы в свободном доступе каждому, и это печально.
В Финляндии, например, компьютеры стоят в рекреациях: делай домашнее задание, монтируй, когда хочешь. В ИТМО коворкинг работает круглосуточно. У нас такого, к сожалению, нет, хотя есть острая необходимость. Тем более, когда студенты живут так далеко – в Петергофе. Мы не успеваем пройти весь материал, потому что на занятиях приходится монтировать, ведь другой возможности у студентов для этого нет.
– Как заинтересовать студентов в учебе?
– Во-первых, нужно быть искренним и приближенным к реальности. Во-вторых, лучше всего имитировать полевые условия. Всякие игровые штуки, например, брать друг у друга интервью, снимать зарисовки – очень ценны. Вы научитесь и уже потом будете снимать сюжеты без всяких проблем. Нужно давать больше возможностей для творчества, а потом анализировать результат. Мне кажется, обсуждение – это очень важная часть обучения. Если человек что-то вкладывает в свою работу, я стараюсь увидеть это и как-то оценить, похвалить. Но при этом также стараюсь указать на допущенные ошибки. В принципе в творчестве не должно быть «правильно» и «неправильно». Но критика нужна, если студент нарушает законы съёмки или монтажа.
– Какие неприятные ситуации у вас возникали со студентами?
– Часто бывает, что студенты не делают ничего весь семестр, а потом скидывают все задания в последний учебный день или во время зачетной недели. И говорят: «Я же всё вам сдал. Почему вы не посмотрели?» А я весь семестр человека и его работ не видела.
Ещё бывает, когда хорошо работающие люди начинают обижаться на замечания, которые я им максимально мягко и бережно высказываю. Они отвечают: «Я художник, я так вижу». Приходится очень много сил тратить на то, чтобы убедить сделать по-другому, а потом он сам видит, что так выходит лучше. Распространённое явление, когда приходит студент, который уже что-то делал в видео как любитель. Он чувствует себя мэтром, режиссёром, хотя это ещё не так. С такими людьми особенно тяжело, потому что они вообще не воспринимают никакую критику. В такой ситуации новый результат отсутствует: студенты уходят в конце семестра с тем же, с чем пришли.
– Что вы можете посоветовать студентам журфака?
– Начинайте работать. Это очень выигрышно, когда ты работаешь по специальности и в моменте получаешь необходимые знания. Всё, что ты узнаешь на парах, сразу используется. Происходит быстрый рост. Но главное – определиться, что вам нужно от этого образования. Через меня прошло много студентов. Очень грустно, когда человек приносит из раза в раз работы, по которым видно, что он совершенно равнодушен. Я у него спрашиваю: «А зачем вы вообще сюда пришли?» А он отвечает: «Мама настояла». Нужно всё-таки самим принимать решения.
Если вы выбрали это направление, то необходимо в него погружаться. Советую смотреть документальное кино, анализировать, обсуждать, тогда всё время будет пища для ума, рассуждения. В профессии журналиста нужны люди уверенные в себе, знающие, чего они хотят. Была такая замечательная программа «Адамово яблоко», её создатель Кирилл Набутов*. На дверях редакции был написан лозунг: «Что посмеешь, то и пожнёшь». В этом очень большая мудрость. Так что смейте – вот что я могу сказать.
Беседовали Анна Смолина и Мария Рябинина Редактор: Мария Глухова