«Театральная жизнь мне не подошла»
интервью с Мирославом Николаевым
Преподаватель кафедры цифровых медиакоммуникаций Мирослав Николаев – о том, как обучать новое поколение журналистов работать в digital-сфере, получить награду за лучшую практику года и не потеряться в обилии трендов XXI века.
– В студенчестве вы занимались в театральной студии. Для вас театр был хобби или планом на будущее?
– Да, я два года занимался в театральной студии СПбГУ. Тогда серьёзно планировал уйти в актерскую сферу, сниматься в кино. Параллельно с игрой в театре-студии я снимался в эпизодах, массовках, сериалах, кинофильмах. Тогда мне это было интересно. А потом понял, что театральная сфера даже опасна для меня. Работая актёром, ты проживаешь не свою жизнь, а множество чужих. Часто приходится играть чужие эмоции, не всегда приятные. Например, кровожадные, злые, когда играешь отрицательных персонажей. Может случиться, что тебе придется целоваться на сцене, а у тебя есть девушка или жена. Такая жизнь мне не подошла. Я понял, что мне нужно пробовать другие сферы деятельности. У меня появился интерес к аналитике. Люблю статистику, анализировать данные, работать с Excel – со всем, что связано с анализом, выведением закономерностей. Ещё меня заинтересовал менеджмент международных проектов, поэтому я во многих участвовал. Так, развиваюсь параллельно в медиакоммуникациях, менеджменте мероприятий и аналитике.
Был ли театр хобби или планом на будущее? Когда я занимался в студии, думал, что актёрская игра станет моей профессией, но потом она свелась к хобби. Уже после студии десятки раз снимался во всяких массовках, эпизодах. Но только ради удовольствия, чтобы весело провести время.
– Вы работали, обучаясь в университете?
– Когда учился на журфаке, я работал в газете «За рулем». Делал фоторепортажи, брал интервью у топ-менеджеров автомобильной индустрии. Позже вел телепрограмму «Энциклопедия профессии» на телеканале "Teen TV". В интернет-сми "First News" был выпускающим редактором ленты новостей, в ночную смену. Тогда я понял, что никогда больше не хочу работать ночью – это ужасно. Никому не советую работать ночью! Настолько сильно сбивается режим и ухудшается моральное состояние, что вообще ничего не хочется. Никакие деньги этого не стоят.
– Почему после бакалавриата вы решили продолжить обучение в магистратуре?

– Телевизионная журналистика, которой я учился в бакалавриате, немножко вышла из моды. Поэтому я решил продолжить обучение в магистратуре «Журналистика в сфере досуга» в СПбГУ. Другой вуз в России я не рассматривал, а переехать в Европу не удалось. Журналистика в сфере досуга мне максимально интересна. Стараюсь развиваться в ней, веду свои авторские медиапроекты. Именно здесь я могу полностью реализоваться и донести идеи до аудитории максимально эффективно. Наша магистратура дала мне много новых связей и знакомств, которые позже оказались полезными. Учитывая, что телевизионная журналистика теперь похожа на блогерство, надеюсь, что YouTube всё ещё ждёт меня

– У вас есть медиапроект «На досуге в Петербурге». Чем он отличается от себе подобных?
– Изначально я вёл свою группу во «ВКонтакте» под названием «Площадь возможностей», где публиковались анонсы мероприятий для молодежи – форумы, стажировки за рубежом, возможности волонтерства. Позже начал работать с Telegram-каналами. Среди них и медиапроект «На досуге в Петербурге». Он посвящен развлечениям, интересным местам, ресторанам, общественным пространствам, мероприятиям. Формат – один из самых удобных для Telegram: карточки, где кратко и по делу написано, куда и когда можно сходить, сколько это стоит. «Усадьба "Богословка"», бесплатный разговорный языковой клуб или аренда катера без капитана – интересные возможности провести свободное время с любым бюджетом. Человек сохраняет заинтересовавший его ивент в избранное, либо пересылает друзьям
– Насколько мы знаем, у вас богатый опыт общественной работы. Что она из себя представляет?
– Я работал в общественной организации «Правый берег». Она занималась мероприятиями для молодежи. Руководил проектами, создал агентство молодежных инициатив по развитию Санкт-Петербурга. Мы передавали различные идеи в органы власти – от правительства Петербурга до Государственной Думы. Передали более 600 инициатив, с 2016-го по 2019-й год моё агентство активно работало. Ещё я открыл проект «Патруль благоустройства» в Красногвардейском районе. Там молодежь получала деньги за то, что обследовала район и находила недостатки: ямы, разбитый асфальт, например. А потом я уже уведомлял ЖКХ района, чтобы они устранили проблемы. Кроме того, занимался организацией мероприятий: создал авторский форум «Инициативная молодёжь», провел «Фестиваль социально-активного образа жизни». Проект, которым я очень горжусь, – международный молодежный обмен с Финляндией, который я назвал «1000 озёр дружбы». В России готовили культурно-деловую программу для финской молодежи, а в Финляндии – для русской.
– Как вы относитесь к волонтерству?
– Я часто вписывался в волонтерские программы. Был волонтером на Олимпийских играх в Сочи, сопровождал атлетов. Одно из моих самых ярких впечатлений –под гимн России мы вышли в светящейся одежде, и получился люминесцирующий флаг.
С тех пор всем советую: обязательно, как только видите какие-то волонтерские мероприятия, не сидите дома! Вписывайтесь! Вы получите новых друзей, опыт и прекрасно проведёте время.
– Общественные инициативы, волонтерство, но и есть еще в вашей биографии футбольная сфера. В чем заключалась ваша работа?

– Я стал менеджером футбольных судей, обеспечил сервис для судей Кубка конфедерации в 2017 году и на Чемпионате мира по футболу в 2018 году. Отвечал за дизайн судейской комнаты, переводил тексты для судей с английского на русский, сопровождал их кортежи на тренировки и на матчи. Ездить в специализированных автобусах с судейской бригадой – атмосферно и круто. Особенно когда въезжаешь на стадион и все камеры направлены на тебя. И ты выходишь с людьми, которые будут судить главные матчи человечества. Это был один из мощнейших экспириенсов в моей жизни, жаль, что проект завершился. Именно факультет журналистики помог мне получить эту должность. Диплом журналиста можно использовать как по прямому назначению, будучи редактором, корреспондентом, ведущим соцсетей, так и в смежных сферах. У вас отличные возможности. Когда ты говоришь, что окончил журфак СПбГУ – это звучит круто.

– Как вы пришли к преподавательской деятельности?
– В общественной организации «Правый берег» на форуме, который я организовывал, я был в то же время и главным ментором, который обучал ребят. Ещё у меня были свои бесплатные курсы для молодежи, посвященные журналистике. Я разработал конкурсы «Социальный объектив» и «Твоя первая редакция», победители которых награждались в Мариинском дворце – нашем главном законодательном собрании. Мне было, что сказать молодежи. От друга я узнал о вакансии преподавателя по ОТДЖ и подумал, что мой подход будет интересен студентам, а практические занятия по ОТДЖ – именно тот формат, где я могу им дать наибольшее количество полезных знаний.
– Вы дважды получали награду за лучшую производственную практику года. Сейчас эта тема особенно актуальна, учитывая приближающуюся практику, которая пугает многих студентов. Скажите, в чем же секрет «лучшей практики»?
– Я думаю, что секрет заключается в неординарности подхода – пробуйте, ищите сами. Зачастую у человека развито туннельное мышление, то есть он берет то, что ему дают. Но можно мыслить креативнее, и это откроет новый пласт возможностей. Пойти в неожиданное место практики, которое связано с коммуникациями: smm-отдел крупной культурной организации или общественного пространства в Питере, театра, музея, компании. Необязательно ломиться в газету «Красный богатырь» какого-нибудь Урюпинского района, можно попробовать себя в разных сферах. Если вас не взяли, потому что мало мест на радио – не переживайте, просто попробуйте посмотреть и поискать что-то другое, что вам будет интересно. И ещё важный момент – дисциплина. Стараться ходить на практику и писать тексты, чтобы в итоге написать хороший и правильный отчёт. Но вообще секрет «лучшей практики» – креативно её проходить, быть инициативным, правильно преподносить и оформлять то, что успел сделать.
– После того, как вы стали преподавателем, на факультете появился новый Telegram-канал «Сезоны», в котором первокурсники публикуют свои авторские материалы. Расскажите, что послужило стимулом к созданию такого проекта?
– Я решил, что первокурсников нужно погружать в профессию непосредственно с первой секунды пребывания на факультете. А что может быть лучше, чем имитация реальной редакции? Максимально приближенной к реальности, где тебя будут бить плеткой за нарушение дедлайнов, тайм-слотов, неправильного оформления. Игры кончились – началась взрослая жизнь. И чем раньше поймет это первокурсник, тем более успешный карьерный путь у него будет. Поэтому я решил, что «Сезоны» – ещё и трибуна, где человек сам решает, что хочет сказать. Если ты журналист, ты обязан хотеть что-то сказать аудитории.
– Есть ли в 2024 году смысл учиться на журналиста?
– Мы живём в социуме, а социум предполагает наличие ролей. Журналист – связующее звено между источником информации и аудиторией. Профессия трансформируется в digital-форматы, но не исчезнет. Само понятие журналиста всегда будет необходимо обществу. Это человек, который умеет работать со словом, налаживать связи с общественностью, доносить информацию. Ценный кадр, такого на руках носить надо. Поэтому не переживайте, и в 2024-м и в 2124-м году есть смысл учиться на журналиста. Главное – любить это дело, чувствовать, что это твое призвание.
– Как вы думаете, что станет с журналистикой в будущем?
– Мне кажется, журналистика окончательно перейдёт в digital-формат, я вот до сих пор не очень понимаю, как будет выглядеть будущее радио. Наверное, останется радиоформат, но перспектив больше у digital-версий – медиа в соцсетях, медиасайты. Если тренд клипового мышления продолжится, СМИ подстроятся – вся видеожурналистика, например, будет состоять из 20-секундных роликов. Появятся новые технологии, например, очки, в которые встроена газета. Радикальных изменений не предвижу.
– На развитие каких навыков должен делать упор современный журналист, чтобы оставаться конкурентоспособным?
– На первое место я ставлю дисциплинированность, умение бороться с прокрастинацией, выполнять работу в срок и без горящих дедлайнов, хотеть её выполнять и не бояться. Ещё нужно много читать. Необязательно книги, можно просто аналитические статьи в интернете. Чем больше вы читаете, тем больше у вас слов в голове и тем лучше вы пишите тексты, доносите их смысл до аудитории. Третий навык – иностранный язык. Чем больше иностранных языков вы знаете, тем больше для вас открыто дверей. Английский – обязательный. В идеале лучше знать два языка – английский и язык страны, которая вам нравится. И тогда, с учетом тренда на глобализацию, вы даже сможете пожить в другой стране. Ну и четвертый навык – стрессоустойчивость. Ты должен уметь бороться со стрессом и расслабляться. Пятый – навык коммуникация. Не бояться говорить, быть первым, общаться, заводить знакомства.
Давайте подытожим: инициативная коммуникация, стрессоустойчивость, иностранный язык, чтение и дисциплина – это пять ключевых факторов, которые сделают из вас успешного журналиста.
​​– Какие у вас цели на ближайшие пять лет?
– Сделать популярным мой Telegram-канал и другие медиапроекты. Хочу реализовать себя в еще одной сфере, не связанной с журналистикой. Но что это за сфера, пока останется тайной. Надеюсь, мировая обстановка поменяется в лучшую сторону, и через пять лет нас ждёт много хорошего.
Авторы: Арина Ткаченко и Дарья Белоусова.
Редактор: Ева Катинская.