– Можете научить неочевидному приёму – как, например, выиграть спор или достичь определённых целей от собеседника?
– Нет такого приёма, чтобы посмотрев на человека, можно было бы быстро считать его невербалику, тут же нарисовать психологический портрет и составить в голове набор слов, которые нужно произнести, чтобы он отреагировал так, как нужно вам. Это невозможно. Любая успешная коммуникация требует определённого времени. Нужно понять, на что человек ориентирован, какие у него установки и чего он хочет. Мы не можем заставить, мы можем что-то предложить, заинтересовать. Конечно, если мы не говорим об авторитарных отношениях, например, с начальником: он отдаёт приказ, подчинённый – выполняет. Тут не нужно рефлексировать, искать гибкие ходы.
Если мы говорим о симметричных отношениях, то здесь может помочь только расшифровка человека как коммуниканта и попытка понять, почему он реагирует именно так. Всё, что мы говорим, не просто слышится человеком. Он воспроизводит, декодирует наши сообщения, основываясь на ряде собственных параметров, начиная от того, в каком настроении он нас слушает, заканчивая тем, какое у него образование, из какой он семьи и к какой культуре общения он привык.
Чем лучше мы считываем эти параметры, тем выше вероятность, что попадём в точки, которые человеку будут интересны. Нужно быть внимательными и отслеживать реакцию собеседника. Если вы сталкивались с продажниками, которые предлагают что-то купить, наверняка замечали, что они крайне наблюдательны и быстро отслеживают вашу реакцию. Их задача – направить вас по такому пути, в финале которой будет покупка их продукции. Чтобы достигнуть своей цели, нужно научиться правильно и быстро оценивать реакции собеседников.