«Интерфакс», СПбГУ, «Газпром»: Надежда Соболева о своем профессиональном опыте

Надежда Александровна Соболева запомнилась потоку первокурсников как преподаватель по технологиям новостей. Но кроме этого, она решает кризисные ситуации в 70 регионах страны, координирует работу пресс-служб 150 дочерних компаний «Газпрома» и любит размышлять о своем почти девятилетнем опыте в «Интерфаксе».
– Вопрос от лица всех первокурсников, переживающих за карьеру: как вы устроились в «Интерфакс»?
– Я пришла туда, будучи аспиранткой, когда мне было почти 25 лет. Огромного журналистского опыта у меня не было, но, если собрать разные активности, в которых я участвовала, получалось много: практика в оренбургских газетах, работа на местном радио, ведение новостной ленты в издании, связанном с энергетикой, стажировка в информационном агентстве Regnum – всё это стало преимуществом для работодателей. О вакансии в «Интерфаксе» узнала на странице сокурсницы, которая на тот момент работала в агентстве почти год. Примерно так сотрудников и ищут – через знакомых. Мне известны и случаи, когда работодатели звонили в вузы и просили набрать толковых ребят.
– Расскажите о работе в «Интерфаксе»: что входило в ваши обязанности?
– В «Интерфаксе» я писала журналистские материалы, а также была редактором и корректором. Часто меняла сферу деятельности: первые три года занималась происшествиями, митингами и преступлениями, потом – регионами Северо-Запада. Последние предполагали широкий спектр тем: от политики до культуры. Спустя ещё два с половиной года перешла в общественно-политический отдел. Он связан с большим количеством тем, в том числе и с наукой. Мне было интересно ею заниматься – я с удовольствием связывалась с научными структурами, вытягивала из них какие-то данные. Это пригодилось в пандемию: у меня получилось написать много материалов из отчётов, которые выдавал Научно-исследовательский институт гриппа им. Смородинцева.
– По какой причине вы ушли из «Интерфакса»?
– В какой-то момент исчез мой энтузиазм, на котором основывалась работа, пропал интерес. И даже стало страшно осознавать, что мне уже больше 30 лет, а я только пишу новости. Вообще журналистам-новостникам свойственно говорить, что они не умеют ничего, кроме написания новостей. Я захотела научиться чему-то еще. Но после перехода в пиар я поняла, что уже умела очень многое.
– Работа в «Газпроме» – что находится в зоне вашей ответственности?
– Я работаю в дочерней компании ПАО «Газпром» – она называется «Газпром-межрегионгаз». Там есть целое управление по связям с общественностью и СМИ, которое состоит из нескольких подразделений, в том числе и пресс-службы. Моя работа в ней состоит в координировании информации, которая попадает в СМИ от дочерних компаний «Газпром-межрегионгаза» – по всей России таких компаний около ста пятидесяти, в них советников по связям с общественностью и СМИ – более ста.

Когда эти люди производят какой-то продукт – пресс-релиз, пост в соцсети, сюжет для СМИ – они направляют его нам. Я редактирую, корректирую, уточняю все эти материалы, расставляю там акценты – делаю всё, чтобы материал стал максимально качественным. Это первая составляющая моей работы. Другая связана с кризисными ситуациями – если они происходят внутри компании, я продумываю стратегии для того, чтобы их решить. Со мной связываются советники из семидесяти разных регионов, и мы вместе думаем, что в каждом случае делать.
– Что вам особенно нравится в работе в «Газпроме»?
– Мне нравится, что даже в этой сфере я могу реализовать свое желание – передавать знания, накопленные во всех моих профессиональных сферах. В «Газпроме» у нас проводятся специальные семинары раз в полгода – мы собираем коллег в одном из городов, где есть наша компания, и обучаем их сами или приглашаем спикеров. Недавно у нас было такое мероприятие в Нижнем Новгороде – там я выступала в очередной раз. Раньше у меня были короткие доклады, но в этот раз выступление заняло час: я максимально сжато собрала все рекомендации, которые считаю важными по отношению к коллегам – то есть практически выступила как коуч.
– Сложно ли вам было привыкнуть к публичным выступлениям?
— Для меня публичные выступления — необычная практика, к которой никто никогда не готовил. Мои лекции в СПбГУ — это первый серьезный опыт, когда я рассказывала материал для большой аудитории. С каждым разом чувствовала себя все увереннее. Самая сложная часть — это вопросы, но уже в конце курса мне казалось, что я готова ответить на любой из них, немного подумав.
– Вы бы хотели вернуться к работе журналисткой?
– Первые месяцы работы в пиаре я очень скучала по журналистике: думала, что обязательно туда вернусь. Сейчас, я, наверное, была бы лучшим журналистом, так как чувствую себя более уверенно. Я бы была более напористой – а раньше мне не хватало твердости, даже наглости, иногда стеснялась что-то спросить. Но журналистика – менее прибыльная сфера, чем пиар. И сложно сделать шаг назад в финансовом плане.
– В чем, на ваш взгляд, главные отличия журналистики и пиара?
— Журналистика — более свободная отрасль и чуть менее ответственная. Журналист в меньшей степени отвечает за эффекты, которые производит его инфопродукт. Он и не должен: его задача — добыть информацию, оценить ее общественную значимость и корректно донести до аудитории. Пиарщик же отвечает за то, какие последствия имеет информация, исходящая из его ведомства или компании. Если журналист все сделал корректно, то его ответственность заканчивается в момент публикации материала, а ответственность пиарщика в этот момент только усиливается. Хотя, если добавить пафоса, журналист ответственен перед обществом, а пиарщик только перед своим работодателем — и пусть ни один пиарщик это не прочитает.
Беседовала Дарья Жданова
Редактор: Екатерина Чугуевская