«На экране нужен материал с предельно низкой мерой условности»:

интервью с Татьяной Соломкиной

Татьяна Алексеевна Соломкина – кандидат искусствоведения, доцент кафедры телерадиожурналистики. В 2011 году она окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, получив специальность режиссера кино и телевидения. Пять лет спустя защитила кандидатскую. Свой профессиональный путь Татьяна Алексеевна начала на каналах «100 ТВ» и «ТКТ-ТВ», где работала в качестве корреспондента и режиссера. Занимала должность режиссера на студии «Мастер Видео» и ассистента режиссера на киностудии «Леннаучфильм». С 2014 года работает в документальном кино.
– Почему вы поступили на режиссуру телевидения, а не игрового кино?
– Моя специальность – режиссура кино и телевидения. Мне была интересна режиссура именно неигровая, в частности, телевизионная.
– А что вам как документалисту удается лучше всего изображать?
– Документальное искусство как раз борется с изображением чего-то. На экране нужен материал с предельно низкой мерой условности.
– Как вы оцениваете уровень российского телевидения?
– Оно разное, но в целом техническое оснащение и творческое наполнение российского телевидения говорят о его высоком уровне и большом потенциале.
– Уступает ли качество региональных СМИ основной сетке телевещания?
– Что вы подразумеваете под основной сеткой? Любое СМИ опирается на определенную идеологию, которая и диктует структуру сетки вещания.
– В большинстве своих научных работ вы рассматриваете искусство Германии. Не возникало ли у вас желания продолжить научную деятельность за рубежом?
– Зарубежные контакты – неотъемлемая часть современной научной и творческой жизни. Еще лет 20 назад написание статьи на иностранном языке в иностранном журнале воспринималось как признак высочайшей квалификации. Сейчас это уже в порядке вещей.
– Что или кто является самой большой гордостью в вашей жизни?
– Близкие мне люди.
– Мешает ли профдеформация воспринимать кино?
– Профдеформация – слово с негативной характеристикой. Вероятно, речь идет о профессиональном понимании того, как сделано кино, так? Полагаю, что если кино действительно хорошее, ничто не помешает погрузиться в действие на экране. Если кино плохое, то профессиональный анализ ошибок может облегчить восприятие.

– Часто в разных интервью просят назвать топ-5 любимых режиссеров, подразумевая создателей игрового кино. Но кого из документалистов вы могли бы посоветовать?
– Дзига Вертов, Йорис Ивенс, Сергей Мирошниченко, Виктор Косаковский, Марина Голдовская.
Не позволяйте никому и ничему изменить вашу авторскую позицию.
– Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто собирается заниматься документальным кино?
– Оставайтесь верными себе. Не позволяйте никому и ничему изменить вашу авторскую позицию. Бережно и тактично относитесь к своим героям – от интервьюируемого до главного героя вашего фильма. Помните, что профессиональное произведение – журналиста, режиссера – отличается от любительского ясной сверхзадачей и понятной зрителю структурой. И читайте книги.


Материал подготовили: Софья Лощенова, Екатерина Этманова